Памятка для родителей по возрасту от 4 до 6 лет 

4-6

Основная характеристика возраста1: У ребенка складывается мировоззрение; закладываются основы отношений с Богом и другими людьми на сознательном уровне; вызревают внутренние качества для вхождения в более широкий социальный круг – школу.

Особенности развития
Советы, рекомендации
Особенности духовного развития

1. Происходит первичная ориентация всей будущей жизни: что будет главным - служение или потребление.

2. В идеале - оформление интуитивного религиозного чувства. Существование Бога не требует доказательства для ребенка.

 

 

 

 

 

 

 3. Ребенок хорошо запоминает короткие молитвы и сможет их произносить самостоятельно.

 

4. Пяти-, шестилетние дети, играя, любят отождествлять себя с различными героическими персонажами.
5. Попытки объяснить маленьким детям слова Приимите, ядите; сие есть Тело Мое и ...сие есть Кровь Моя...(Мк. 14, 22, 24) могут окончиться катастрофой.
 

 

1. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по необходимости, то есть не для себя, а для других. Это даст ему серьезную установку на всю жизнь. Если ребенка в этом возрасте только развлекали, вырастет еще один представитель «пепси»-поколения.
2. Такое оформление религиозного чувства ребенок получает в Таинствах Церкви, в прикосновении к ее живой жизни, в вере родителей, а также знакомясь с религиозным материалом, доступным для восприятия в этом возрасте:
- о значении семьи (о Ное - как Бог спас единственную семью, оставшуюся «доброй» и сохранил по семье от каждого вида животных; повествования о Рождестве Пресвятой Богородицы, рождении Иоанна Крестителя, Рождестве Самого Спасителя, Сретении);
-рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия к другим людям и животным (как Авраам помогал своему племяннику Лоту, как Валаам научился правде от своей ослицы, из Нового Завета - о мальчике, принесшем Христу свои рыбки и хлеб для насыщения толпы, или о милосердном самарянине).
Рассказывая о чудесах, творимых Иисусом Христом, нужно говорить о них как о проявлении Его любви к людям, а не как о «волшебстве».
3. Учить молиться можно только своим примером. Очень хорошо, если есть традиция совместной семейной молитвы с участием детей (продолжительность должна соизмеряться с силами детей). В детях следует укреплять сознание, что молитва - это обращение к Богу, и не только с просьбой, но, что особенно важно, и с благодарностью.
4. Очень важно детям рассказывать о святых, а также о героях нашей истории и литературы.

5. Одним из вариантов объяснения того, что такое Святое Причастие, может быть следующий. На Литургии происходит чудо: не хлеб и вино, находящиеся в чаше, сходи Дух Святой. После схождения Святого Духа в хлебе и вине чудесным образом уже присутствует Сам Иисус Христос. Когда мы принимаем во время Причастия такой кусочек хлеба с вином, Христос соединяется с нами.

Особенности душевного развития

1. Игровая деятельность - ведущая в этот период. Время символизма.

2. Основной характеристикой мышления дошкольника является его эгоцентричная направленность - «мир движется вокруг меня». К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.
3. Бурно работает воображение. Границы реального и виртуального зачастую не различаются. Ребенок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для себя уйти в область фантазирования.
4. Кризис 7 лет. Проявляется, как утрата детской непосредственности, рефлексия: ребенок видит себя со стороны и может осмысленно ориентироваться в своих переживаниях.
Появляются: требовательность к себе, осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредованность поведения определенными правилами. Новое общение со взрослыми: ролевое взаимодействие (с врачом, учителем...). Новое общение со сверстниками: появляются привязанность, дружба.

 

1. Палка может быть символом ружья и коня, камушки - пищей, деньгами, лекарством и т.д. Совместно с игрой развивается изобразительная деятельность, труд, воспринимаются сказки, постигается музыка.
2. Расшатывание эгоцентризма - одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Постепенно, чаще в игре, происходит координация эгоцентричной позиции с позициями других участников игры. Так происходит эволюция детских игр: от игры «рядом, но не вместе» → совместная игра → игра по правилам.

3. Специалисты рекомендуют различать детскую ложь и фантазирование. Фантазирование рождается зачастую там, где ребенок не в состоянии логически освоить реальность.

 

4. Нужно знать возможные отрицательные проявления кризиса 7 лет:
- мышление ребенка развилось настолько, что он теперь может «увидеть себя со стороны». Это в некоторых случаях приводит к вычурности в поведении, кривлянию, паясничанию.
- Демонстрация ребенком нарочито взрослого поведения, стремление взяться за выполнение «взрослых» дел, отстаивание собственной позиции в споре со взрослым.
- Появляется интерес к собственному внешнему виду, возможны конфликты из-за одежды, которая теперь воспринимается как «одежда для маленьких».

 

Особенности физического развития

Физическая активность детей дошкольного возраста очень велика. Они склонны к свободным телодвижениям, простым и не ограниченным запретами.

 

Основными мускулами они уже владеют и, хотя мелкая работа им еще непосильна, охотно возятся с красками, кубиками, пластилином, песком.

Рекомендуемые книги:

также см. список для детей 2- 4 лет.
Стихи детских писателей (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, С. Маршак, Э. Успенский, И. Токмакова, С. Михалков, З. Александрова и др., Д.Хармс, С.Черный, Н.Левин, В.А. Жуковский, А.Майков и др.).
Сказки - бытовые, о животных, минимально-волшебные (Три медведя и др.)

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.
В.В. Бианки. Рассказы и сказки о животных
В.Ф. Одоевский . Городок в табакерке
П. Ершов. Конек-Горбунок.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Серая шейка
А.С. Пушкин. О рыбаке и рыбке. О царе Салтане и др.
В.Осеева. Волшебное слово. рассказы
В.П. Катаев Цветик-семицветик, Дудочка и кувшинчик.
Е.Чарушин. Тюпа и томка. Рассказы.
Н. Носов. Веселая семейка. Рассказы.
К. Ушинский. Рассказы для детей

Зарубежная литература
Г.Х.Андерсен. Снежная королева, Дикие лебеди, Гадкий утенок, Стойкий оловянный солдатик.
А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше.
С.Топелиус. Три ржаных колоска и др. сказки
Туве Яннсен. Муми-тролль и комета. Шляпа волшебника и др.
А.-К. Вестли Пама, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.

Рекомендуемые пособия:

см. пособия в статье Как заботиться о развитии дошкольников.

Игры, игрушки, подарки для ребенка 4-7 лет 2:

1. Наборы для сюжетно-ролевых игр (доктора и т.п.).
2. Кукольная посудка, пластиковые овощи
3. Предметы игрушечного интерьера - кроватка, кукольная мебель и т.п.
4. Мозаика, в т.ч. для детей постарше - термомозаика
5. Игры-шнуровки, простые наборы для вышивания
6. Кубики с картинками «Сложи картинку».
7. Игрушки для настольного, пальчикового театра, персонажи сказок (резиновые, деревянные).
8. Конструктор пластиковый
9. Конструктор магнитный
10. Конструктор деревянный - «городок»
11. Железная дорога, автодорога (пластиковая или деревянная)
12. Набор инструментов (молоток, пила и т.п., для мальчиков) - хорошо, если ими можно будет по-настоящему работать.
13. Набор маленькой настоящей кухонной утвари (лопаточка, поварешка, венчик) - помогать маме готовить. Отличным подарком может стать книга с рецептами для детей, например, «Я люблю готовить» М. Трухиной или «Сказочная кулинария» Н. Борисовой.
14. Фартук с длинными рукавами - для помощи на кухне, мытья посуды, занятия творчеством.
15. Материалы для творчества, изготовления открыток и подарков - ножницы с фигурными лезвиями, витражные краски, шариковый пластилин, клей с блестками и т.д.
16. Коробки разных размеров - делать гаражи, домики.
17. Настольные игры, игры-«ходилки».
18. Магнитная доска или мольберт для рисования.
19. Музыкальные инструменты - детское пианино, цимбала с нотками.
20. Скакалка, резинка (для игры «в резиночку»).
21. Аудиосказки, аудиоэнциклопедии.
22. Наборы для творчества (делаем флюгер, гравюру, магниты из гипса и пр.)

Рекомендуемые аудиокниги:

Аудиокниги И.Литвак (жития святых, сборники "Вера маленького мальчика", "Галина правда", "Сказки к Пасхе", ""Муми-тролль и все-все-все" и др.)
Аудиоэнциклопедии серии "Чевостик", аудиосказки.

Мультфильмы:

Шишкин лес. Мультфильмы православного семейного телеканала «Радость моя» - «Шишкин лес». После короткой регистрации в разделе Телепрограмма можно просматривать или скачивать мультфильмы текущей недели - по 3 выпуска каждый день.М/ф по детским книгам по возрасту (К.Чуковский - Мойдодыр, Айболит и бармалей, Федорино горе и др., А.С. Пушкин - Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Салтане, Г.Х. Андерсена - Дюймовочка, Гадкий утенок, В.П. Катаев - Цветик-семицветик, Дудочка и кувшинчик, Бианки - Приключения муравья, Мышонок Пик). По сказкам - Машенька и медведь, Три медведя, Волк и семеро козлят, Лиса патрикеевна, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Крылатый, мохнатый да масленый и др.

Серии м/ф: 38 попугаев, Винни пух, КОАПП (16 серий), Трое из простоквашино, Трям! Здравствуйте!, Ушастик, Приключения незнайки и его друзей.

м/ф Инессы Клвалевской (музыкальные и поэтичные), такие как Катерок, В порту, Как львенок и черепаха пели песню, Камаринская, Танцы кукол, Детский альбом, Картинки с выставки.

Патриотические: Василёк, Лебеди-непрядвы. Православные: "Путеводительница".

Другие мультфильмы: Большой секрет для маленькой компании, Ёжик в тумане, Пластилиновый ёжик, Честное слово, Филиппок, Кем быть?, Рикки-тикки-тави, По дороге с облаками, Подарок для самого слабого, Дедушкина дудочка, Ромка, Фомка и Артос, Сестрички-привычки, Нехочуха, Как кошечка и собачка мыли пол, Паровозик из Ромашково, Крошка енот Лоскутик и облако, Соломенный бычок, До-ре-ми и т.п.

 

1 - по книге Т.В. Скляровой, О.Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология»
2 - Это не означает, что все перечисленные игрушки должны быть у ребенка. Скорее - перечень того, что может быть интересно и полезно ребенку в этом возрасте.

Памятки по другим возрастам:
Возраст 0-1 г.
Возраст 1-3 г.
Возраст 7-11 лет
Возраст 12-14 лет (подростки)