Семинар для родителей, май 2013 г. 

Протоиерей Григорий Антипенко,

духовник Духовно-просветительского центра

им. свт. Иннокентия Московского

 

Вместо предисловия

Вопросы воспитания детей могут иметь разный характер. Предполагается, что у каждого ребенка есть личный духовник - священник, которому родители задают вопросы о его воспитании и духовном развитии, через которого они испрашивают благословение Божие, как поступить в конкретных ситуациях. Духовник Церковно-приходской школы, в основном, разбирает вопросы детской молитвы, отношений между преподавателем и ребенком, внутрисемейных отношений - в рамках своей компетенции.

 

Сегодня мы поговорим об участии ребенка в богослужении и о сложностях, которые встречаются на разных этапах развития ребенка. Я постараюсь дать ответы в соответствии с общецерковными взглядами на духовное образование и воспитание детей.

 

 

Об участии в богослужении

 

Если семья ходит с ребенком в храм не в воскресенье, а в субботу, когда меньше людей и лучше видно службу, то что делать в воскресенье, как богоугодно проводить это день?

В воскресный день на службе всегда много людей. Детям бывает непросто, потому что им негде встать, плохо видно. Родители нашли правильный выход: чтобы ребенок привыкал к службе, они приводят его в храм в субботу. Так, постепенно, суббота становится «детским днём», в который приходят дети детсадовского и младшего школьного возраста.

Если в субботу вы сводили ребёнка в храм, он потрудился, поэтому в воскресенье дайте ему выспаться. Если ребенок ходит в школу, он, как правило, хочет спать. Мама утром пусть встанет, вычитает молитвенное правило, сделает это благоговейно, не торопясь. Когда ребенок проснется, постарайтесь, чтобы и ребенок сам помолился. Проведите этот день вместе в семье, погуляйте или съездите на природу. Когда ребенок постепенно подрастет, семья может начать ходить в храм в воскресный день. Приспосабливайтесь, как удобно для семьи, здесь нет жестких правил. Главное - раз в неделю обязательно быть в храме. Например, мамы с дошкольниками иногда ходят в храм в будние дни.

Ребенок не должен оставаться в храме насильно: поставили свечи, подали записочки, приложились к одной иконе, к другой… Если вы видите, что он начал тяготиться, «вертеться по сторонам», выходите из храма, благоговейно перекрестившись, и начните ходить - заодно погуляете, но у ребенка останется в памяти и сердце - он был в храме. Так и делайте: зашли, помолились, потом вышли, походили, через полчаса опять зашли, побыли в храме 5-15 минут, в зависимости от того, сколько ребенок может хорошо себя вести. Не нужно, чтобы ребенок в храме баловался, капризничал – это значит, что мера его нахождения в храме превышается.

 

На территории храма, - по благословению отца настоятеля, - детям не следует бегать, играть в шумные игры, баловаться. Большая просьба к родителям, которые имеют детей начальной школы, быть рядом с ними. Не надо оставлять ребенка одного и идти молиться. Ребенок - это благословение Божие. Если вместе с ребенком вам приходится выходить из храма, вы должны смириться - так Господь распорядился. Поэтому «выхаживайте» ребенка, на улице рядом с храмом благодаря колонкам слышно службу, можно подгадать и прийти к причастию, причастились, видите, что подустал ребенок, благоговейно перекрестились, крест поцеловали, если есть такая возможность (Крест мы целуем, когда окончательно выходим из храма) и пошли с благодарностью Богу домой.

А для того, чтобы объяснять другим родителям и детям, что нельзя играть в шумные игры, есть дежурные. Церковь - это корабль спасения, где есть разные люди: воцерковленные, которые с материнской утробы приступили к благодатному воспитанию ребенка, и те, кто только пришли. Дежурные стараются, чтобы все держалось в дозволенных рамках, но мы понимаем, что люди есть разные, учить никого не нужно, жизнь все расставляет на свои места.

 

Мы стараемся всех деток привести в храм - в субботу на исповедь и в воскресенье на причастие. Как быть, чтобы присутствовать на службе как таковой?

 

Если ребенок воспитывается в Церкви с раннего возраста, необходимо приводить его на службу так, в той мере, чтобы у него не возникало отвращения и нежелания идти в церковь. Приход в церковь должен ассоциироваться с положительными эмоциями. Конечно, наступит возраст, когда потребуется преодоление себя - 10 – 12 лет и больше - преодоление роста тела, той власти мира, которая начинает ребенка подчинять. Если же ребенок попал в храм не в раннем возрасте, то начинается коррекционная педагогика, уже необходимо исправлять то, что заложено неверно. В таких случаях всегда будут сложности, и терпеливо решать их следует со священником.

Старайтесь, чтобы у ребенка был позитивный отклик. После того как сходили в храм, обязательно должно быть праздничное настроение; особенно после Причастия должен быть дома маленький праздник. Некоторые приспособились ходить в кафе – это путь наименьшего сопротивления и, наверное, не очень правильный. Дома мама всегда может придумать что-нибудь приятное: мороженое ребенку купить или то, что он любит, чтобы сложился целый комплекс позитивных, добрых впечатлений после посещения храма. Не надо смотреть на других детей, которые в храме с пеленок. Они стоят спокойно всю службу, и их из храма «не вытащишь». Это другая ситуация. Не надо пытаться сравнивать, не забывайте о Промысле Божием. Господь благословляет каждой ситуации быть уникальной и в любой ситуации надо пытаться искать волю Божию.

Важно сеять: вы приводите девочку раз в месяц исповедаться и причаститься, в контексте ее жизни это – праздник (вопрос задала крёстная, крестницу которой неверующие родители отпускают в храм 1 раз в месяц). Возможно, в 10-12 лет она отойдет от храма, но вы посеяли, и ваша вера состоит в том, что посеянное обязательно взойдет, может быть, не в 16, не в 18, а в 40 лет. Должен быть человек, который в это верит, будь то крёстный или друг семьи - по этой вере Господь не оставит ребенка.

 

Мой ребенок в храме с рождения, и я не заметила по мере его роста, чтобы он мог больше и больше находиться в храме. Я пыталась приводить его раньше, но он тяготился, и ничего не происходило: ему бы причаститься и убежать. Я принесла ему книгу, рассказала о Богослужении, Символе веры. Пусть это будет 20 минут, но чтобы он наблюдал, и я это ему преподношу как труд: для Причастия, которое нам необходимо, надо потрудиться. Это неправильно? Ели вы говорите о том, что должна быть радость, праздник в храме?


Можно рассмотреть идеальную ситуацию для того, чтобы увидеть, как верно. Когда ребенок постепенно развивается в храме, причащается, вступает в семилетний возраст, родитель обязательно выходит на беседу с духовником с тем, чтобы духовник дал молитвенное правило (пусть это одна молитвочка) перед Причастием. Этот труд начинается дома, сначала одна молитва, потом другая, к 10 годам он может уже «Канон ко Святому Причащению» читать, к 14 – 15 годам потихоньку выходит на полное правило – в этом и заключается его труд. Есть не только домашний молитвенный труд, но и труд на богослужении. Богословская аксиома такая: мы причащаемся не потому, что мы это заслужили и потрудились, так как нет человека, который был бы достоин Причастия, который бы Его заслужил. Причастие – это дар. Святые Отцы никогда не богословствовали, что Причастие – это награда, они всегда говорили, что это дар. Есть заповедь Божия: «Помни день седьмой, чтобы святить его» - эту заповедь надо исполнять, и ребенок в храме стоит не потому, что он будет причащаться, а потому что он соблюдает эту заповедь. Ему нужно учиться любить Бога, исполняя эту заповедь. Наша задача – научить ребенка любить богослужение.

Нужно смотреть, какой у ребенка темперамент. Есть дети, которые по темпераменту не могут выстоять в храме больше 10 минут. Может быть, он с трудом стоит на богослужении, но в свое время при поддержке взрослых он получил послушание звонаря, и у него хватает и здоровья и радости, чтобы 10 раз за службу взбежать на колокольню и позвонить, и в этом его служение. Ребенка с другим темпераментом поставят, и он стоит. Посмотришь: какой хороший ребенок, какой добрый, внимательный. На самом деле, он просто стоит, потому что его никто не трогает, мама никуда не тащит, а если его подвести к свечечкам, он будет тихонечко их гасить – это способ его поведения. Бывает еще пытливый характер: хочет все рассмотреть. Все рассмотрел в храме – становится скучновато, потому что он всеми внешними впечатлениями овладел, а к духовным еще не готов. Он не готов уловить символизм, когда священник идет с Евангелием, – что это Христос, Который является всегда проповедующим, всегда говорящим слово в своей Церкви, он еще не может этого освоить в силу своего возраста, поэтому действительно ему скучно. Ребенок знает, что батюшка скажет «Премудрость, прости», зайдет в алтарь, поцелует Евангелие. Как один ребенок сказал: я уже все узнал, что в Церкви, мне уже там неинтересно. Здесь нужна родительская мудрость, нужно дождаться, когда появится взросление, появятся соответствующие вопросы. Наши дети мало читают, в основном, смотрят телевизор, поэтому они внешние, а богослужение все направлено внутрь, это внутренние переживания, личные отношения со Христом.

Если родители не прибегают в храм, а чинно идут, если они больше внимания обращают на молитву, на хранение внутреннего человека, тогда совсем другое пребывание в храме ребенка. Мудрость состоит в том, чтобы услышать меру.

У нас есть замечательные дети, они в Церкви с пелёнок, но не могут стоять на службе: постояли определенное время, подустали – пошли домой. Есть несколько детей старшего возраста, они приходят только на 20 минут на Литургию, но самое главное - это их свободный шаг, они сами туда приходят помолиться. Если они причащаются, то приходят на всю службу, это все оговаривается с духовником, хранится мера. Любовь всегда слышит меру. Когда в любви нет меры, то она становится тиранией.

Молитесь, советуйтесь с вашим духовным отцом, какая мера, возможно, сейчас тот период у ребенка, когда он просто должен пронести ту веру, которую дали ему вы – родительскую веру, потом у него обязательно будет период сомнений, для того чтобы наступил третий период - своей личной разумной веры. Период сомнений обязательно будет, в любой семье, какая бы она ни была благочестивая. Так задумал Бог, чтобы родительская вера путем личной «переработки» обрела совсем иное качество, качество личной веры. У некоторых детей этот период сомнений, этого кризиса, происходит менее бурно, но более продолжительно, у других - наоборот. Важно знать, что такой период должен быть, что это нормально, так задумано Богом, и нужно быть в этот момент рядом с ребенком, поддерживать его добрым примером и словом, не раздражать его в этот момент. Если с помощью Божией, с молитвой этот период пережить, то потом наступит период личной веры. У нас такие дети приходят во взрослую школу в первый класс в 17 – 18 лет. Они уже сами начинают учиться, и перед ними заново начинает раскрываться тот мир, о котором они думали, что все о нем знали. Учащиеся, которые в Церкви с самых пеленок, в свои 20 лет начинают с интересом у преподавателя спрашивать о Боге, заново для себя открывать то, что раньше им родители положили в душу, и они этому слепо доверяли. Поэтому не бойтесь таких вещей, надо просто услышать меру и вместе пройти этот период, дождаться, когда у ребенка появятся свои вопросы.

Батюшка говорит о том, что не нужно путать исполнение заповедей и труд. Не совсем верная мысль, что с возрастом ребенок будет больше хотеть ходить в храм. Происходит наоборот, потому что с возрастом ребенок становится все более внешним, ему хочется узнать этот мир. Пока ребенок при маме, мама является для него всем миром, поэтому дольше всего находятся в храме дошкольники из церковных семей. Если ребенок с детства привык ходить в храм ненадолго, то объяснять ему, что с взрослением надо дольше пребывать в храме, неверно. (М. Иулия)

Если у ребенка есть духовник, с которым у него сложились доверительные отношения (что не всегда получается), тогда духовник может взять этот процесс под свой контроль.

Испрашивайте благословение. Батюшка молится, и если Господь видит, что человек готов услышать это благословение, Он его открывает. Например: «Вы приходили к Символу Веры, а теперь будете приходить к Херувимской». Господь даст силы, чтобы исполнить это благословение, а желание не исполнить для ребенка будет более ясно слышаться как грех. В иных случаях, духовник скажет, что не надо ничего увеличивать. Бывает ребенок 14-ти лет приходит на 10 – 15 минут - такие обстоятельства - зато приходит.

 

 

Бывает также, что мама злоупотребляет хорошими доверительными отношениями с ребенком и заставляет. Ребенок, не желая расстроить маму, находится в храме. Однажды подросток в состоянии, доведенном до отчаяния, признался: «Слава Тебе, Господи, я научился отключаться в храме». Он стоит, о своем думает, а мама довольна, что он в храме на богослужении. Такое богослужение никому не нужно - ни ребенку, ни Богу, ни маме. Под руководством духовника начинается путь постижения красот, глубины и содержания богослужения (м. Иулия).

 

При всех наших разговорах о богослужении может показаться, что ребенку невозможно быть благочестивым в храме, молиться и ощутить близость с Богом. Опыт нам говорит об обратном. У нас в Поселении, когда создаются специальные условия, ребенок может находиться в храме три-четыре часа. Он присядет на корточки, на скамеечку, постоит, подойдёт под помазание, к иконочкам приложится, и у него нет поводов и желания из храма уходить - ему там хорошо. Но это большой храм, там мало людей, прекрасная акустика, покой, нет никакой суеты, никто не прибегает и не убегает.

Делайте скидку на то, что мы живем в мегаполисе. Я рад, что всю службу стою в алтаре, это мое счастье. Иногда мне приходится пребывать в притворе: там какие-то разговоры, движения, деньги, свечки, тут же сидят больные люди, и в эту атмосферу попадает ребенок. В этом смысле в огромном городе непросто. Некоторые родители приходят в субботу, потому что ищут ту среду, в которой ребенок сможет спокойно постоять и помолиться. Ищущий найдет, стучащему откроют, поэтому молитесь, ищите, Господь пойдет вам навстречу, ваши поиски и молитвы не останутся без Божиего внимания и благословения.

 

 

Мы с детьми приходим вместе, а затем расходимся по храму. Никто не жалуется, что они себя плохо ведут, но получается, что причащаемся по-отдельности. Правильно ли, что они могут от меня отстраниться?

 

Замечательно, что дети без вас могут спокойно вести себя в храме. Это не значит, что вы их бросили, ведь наверняка вы одним глазом за ними наблюдаете, знаете, что они спокойно себя ведут, ваше сердце спокойно. Дети - в храме, пребывают в том, что сейчас происходит, а не где-то вовне. С другой стороны, ребёнок может стоять в храме с мамой за ручку, но быть совершенно безучастным к тому, что происходит. «Держите ухо востро», следите за тем, когда ребенку становится тяжело. В возрасте начальной школы ребенку нужна смена впечатлений, и необходимо дать ему эту возможность.

 

О детской исповеди

 

Ребенку исполнилось 7 лет, теперь нужно исповедаться перед Причастием, но ребенок с непривычки порой становится на Причастие без Исповеди, порой приходится вылавливать. Что делать в этой ситуации?


Мы рекомендуем, чтобы подготовка к первой Исповеди была значимым событием в семье. Для этого мы советуем прочитать совместно с ребёнком книгу прот. Артемия Владимирова «Моя Первая Исповедь» - замечательное пособие, которое надо начинать осваивать с 6 лет, готовясь к первой исповеди. Книга глубокая и содержательная, но при этом доступная для ребёнка. Вы спрашивали, чем заняться в воскресенье. Выделите полчаса или сорок минут и почитайте эту книгу вместе с шестилетним ребёнком - так начнется подготовка к Исповеди. Эта книга действительно правильно настраивает ребенка на то, что у него есть свои грехи, и Бог их всегда готов простить тому, кто пришел и попросил у Него прощения. Если семья заранее готовится к Исповеди, то ребенок ожидает её как значимого момента в своей жизни. Я принимал много первых Исповедей и заметил, что если родители обозначили это событие как значимое, то у ребенка оно таким и остаётся. Иногда дети до семи лет рвутся на исповедь – это желание «быть как взрослые», можно обозначить для ребенка семилетний возраст как начало взрослой жизни. В возрасте семи лет ребенок может осознать, что совершил грех.

Нет ничего плохого, чтобы дети причащались как можно чаще, но есть упреждение из личного духовнического опыта, что с семилетнего возраста ребенку лучше причащаться раз в две недели (в период между длительными постами) и раз в неделю в пост. Это убережёт его от привыкания к Таинству Причастия, будет совмещено с Исповедью и будет совершаться по благословению, тогда начинается в жизни ребенка порядок. Если ребенок до семилетнего возраста никак не постился перед Причастием, то теперь обязательно нужно соблюдать пост. Спросите у батюшки, сколько дней ребенку поститься. Для них это важно, они видят ритм взрослых. С ними не надо заигрывать: «ты вроде как взрослый, но совсем маленький, поэтому церковные правила к тебе никак не относятся» - дети тогда видят, что с ними просто играют. Если он знает, что батюшка благословил в субботу поститься, то и тело его ждет Причащения. Нужно возобновлять важность Исповеди перед Причастием и держать благословение. Обозначьте для ребенка, что все в Церкви делается только по благословению.

 

Нужно ли спрашивать, что батюшка сказал ребенку из благих побуждений?

 

Нужно сохранять тайну Исповеди. То, что говорится во время и после Исповеди, даже если ребенок это не запомнит, западает ему в душу. Не задавайте с семилетнего возраста таких вопросов, пусть это будет его тайной, частью его взрослой жизни.

 

Исповедь - это сугубо личное дело ребенка, он должен говорить только то, что сам считает нужным или иногда надо указывать какие-то грехи? В праве ли родитель указывать ребенку на его грех, правильно ли ожидать покаяния от ребенка?

 

В рамках христианской антропологии есть аксиома, что в каждого человека Богом вложена совесть, но в том состоит действие греха в человеке, что голос этой совести искажен, она больна и у взрослых, и у детей. Если ребенок благодатно развивается, то в нем порой совесть так говорит, что взрослому «достаётся» от этой чистоты, он может даже слышать волю Божию через ребенка. Но в большинстве случаев грех искажает голос совести и ребенок не слышит многие грехи, поэтому Бог соделал родителей «законодательной совестью», по слову святителя Феофана Затворника, т.е. родители являются как бы совестью для ребенка до подросткового возраста. Детям нужно подсказывать то, что должна бы подсказывать совесть: как поступить, какой закон нарушается, как хочет Господь.

Важно правильно найти слова, тон, меру, чтобы из этой «законодательной совести» не сделать тирана. Ощутите меру, будьте совестью от Бога, а не от себя. Сохраняйте благоговение к детской душе.

 

Как ребенку 10-ти лет говорить о покаянии?

 

Это задача духовника и родителей. Именно в возрасте начальной школы ребенка приводят к духовнику, потому что он начинает познавать в себе грех. Если ребенок на Исповеди говорит, что не хотел идти в церковь, то духовник учит правильно относиться к этому греху. Но именно родители, будучи его «совестью», должны подсказать, что нежелание ходить в храм - грех, что это в нем посеяно дьяволом, тогда идет совместная работа родителя и духовника.

 

Практические вопросы воспитания детей

 

Как избежать оскорбления и унижения ребенка при его наказании или при указывании на его грех?

 

К нему сейчас пришел дьявол и схватил его, он согрешает. Часто мы обращаемся к ребенку в раздражении - это недопустимо. Если вы как голос совести будете реагировать на грех с раздражением, ребенок перестанет этот голос слышать. Он скажет, что от этого голоса совести ему только все время плохо. То же самое происходит со взрослым грешником, когда голос совести ему подсказывает, а он делает все возможное, чтобы этот голос заглушить, и он слышится все тише и тише, а потом вообще перестает быть слышен. Самое главное, чтобы указание на грех было без раздражения. Мы обсуждали на прошлых встречах, как это сделать.

Если вы в правильном внутреннем устроении, а ребенок согрешил и скоро идет на Исповедь, найдите такой момент, чтобы сказать «Не забудь сказать на исповеди», и если ребенок говорит «да, мам, спасибо, я и так уже знаю», то, может быть, в следующий раз говорить уже не надо. А если ребенок рассеянный, то подсказать ему можно с благоговением. Если вы будете в этот момент молиться и вслушиваться, то Господь вам откроет, как это сделать.

Иногда бывают проступки, когда необходимо твердо сказать: «Не забудь сказать это на исповеди, потому что это очень большой грех». Здесь нет никаких готовых рецептов, каждый ребенок уникальная личность. Некоторые родители находятся в такой доверительной связи с ребенком, что он сам рассказывает им все, что говорит батюшке - в такой ситуации для родителя все «налицо». А есть сложные ситуации, когда ребенок скрывает не только грехи, но и все, что у него происходит - для этого есть определенные духовные причины. Каждая ситуация уникальна, поэтому молитесь, вслушивайтесь в благословение Божие, но будьте деликатны.

Если до семилетнего возраста ребенку мы говорили «пойдем», и он послушно за нами шел, то с семилетнего возраста он говорит: «А я не хочу, не буду», в нем проявляется грех. Мы как родители долго привыкаем, начинаем удивляться: был послушным, а теперь какая-то связь утеряна. Душа ребенка - это очень хрупкая вещь, если вы будете держать это в уме и сердце, Господь вам поможет. Эти души могут быстро сломаться. Они, возможно, ничего не скажут до 11 – 12 летнего возраста, а потом из них «полезет». Может, даже в 15-16 лет ребенок вспомнит: был такой момент, что мама сказала. Мама уже сама не помнит, а у него осталась рана. Мама, возможно, просто сказала в спешке, грубо, нетактично, а он это запомнил и с этим живет. К каждому ребенку должен быть свой ключик.

 

В возрасте начальной школы обратите особенное внимание на исполнение пятой заповеди: насколько ребенок с почитанием относится к маме, папе, дедушке, бабушке и к учителям. Внимательно относитесь к тому, когда начинается осуждение, потому что это самые вопиющие грехи ребёнка против Бога в этом возрасте. Не всегда родители обращают на это пристальное внимание, так как вокруг много дерзости, но нам надо быть грамотными. Пришел из школы, осуждает учителя, иногда нужно твердо сказать: «Нельзя, это грех». Нельзя допускать осуждения учителей в доме, потому что вы этим даете «зеленый свет» на осуждение самих себя.

 

В семье старшая дочь холодно относится к Церкви, стала терять веру. Когда говорю, что она совершает грех, нарушает заповедь, она огрызается, просит, чтобы ее оставили в покое, на что младший ребенок, который учится во втором классе Церковно-приходской школы, говорит, что каждый человек сам выбирает, как ему жить. Но ведь она своим поведением и его отводит от веры. Как правильно поступать? Ведь если я позволяю то, что Господь не позволяет, то этим я узакониваю неправду?

 

У вас есть отношения с вашей старшей дочерью и есть отношения с вашим разумным мальчиком, который сам видит, что сестра пошла не по тому пути. Ваша задача сделать так, чтобы он её не осуждал, не превозносился, а перевёл свою тревогу в молитву: «Господи помоги моей сестричке не оторваться от Церкви и помоги научиться любить Тебя». Это самые простые слова. Молитва убережет его это этого дурного примера.

 

У девочки второго класса проявляется блудная страсть, как объяснить ребенку что это? Почему для девочек крайне важно иметь аккуратную кровать, аккуратные волосы, аккуратные вещи?

 

Есть три т.н. «закона хранения целомудрия», прежде всего это касается девочек. Во-первых, хранение ее постели, чтобы на нее никто не садился, не ложился, и чтобы она сама ложилась аккуратно, чтобы было благоговение к своему ложу. Во-вторых, аккуратные волосы, прическа, чтобы они не были распущенные, слово очень характерное. В-третьих, аккуратные вещи, всегда чистые, наглаженные. Это не святоотеческое предание, это мудрость наших предков из уклада русского народа. Эти законы позволяют сохранить девичье целомудрие. У нас нет такой строгости к хранению волос, как у мусульман. Если вы были в мусульманской стране или в окружении мусульман, там не представить даже маленькую девочку с непокрытой головой. Мы были в Святой земле, где мусульмане соседствуют с иудеями, в школу все мусульманские девочки идут в специальном беленьком платочке, в платье, и никто его не снимает. Они и играют, и балуются, как обычные дети. Это элемент культуры, которого у нас нет, но религиозная или народная интуиция верна – должно быть трепетное отношение к волосам. Если научить этому девочку, будет большая помощь ее целомудрию. Не случайно ведьмы изображаются разлохмаченными.

А если у девочки второго класса проявляется блудная страсть, идите прямиком к духовнику, потому что есть особые причины для этого в семье. Они могут быть не очевидные, лежащие на поверхности - возможно, это какие-то нераскаянные грехи. Бывает, в разрушенных семьях папа гуляет, а ребенок на себе несёт этот груз блудной страсти. Здесь необходимо сугубо духовническое сопровождение. Духовник будет молиться, и Господь ему откроет.

 

Хочется отметить, что некоторые женщины начинают требовать от своих дочерей этого порядка, но его не будет. Поняв склонности дочери, вы должны терпеливо этим заниматься. Она смяла кровать, вы за ней поправляете, или поправляете вместе. Вещи все скрученные, грязные, - не ждите, когда она постирает, идите и стирайте сама или вместе с ней. Нужно восполнять то, что дочь не в состоянии сделать. Размышляйте, что происходит, и как вымолить ребенка, как облегчить ей это страдание (м. Иулия).

 

 

Ребенок постоянно недоволен. В этом может быть духовная причина?

 

В любом человеке есть тело, душа и дух. Мы всегда идем от простого к сложному. Иногда родителям, которые недавно пришли в церковь, начинает казаться, что везде есть бесовские искушения, какие-то проявления страстей и духовные заболевания. Здесь нужно быть очень осторожными, внимательными, можно одно спутать с другим. Ребенок не выспался, у него просто болит голова, давление, бывает, после родовых травм у ребёнка плохо кровь поступает, - надо сходить к неврологу, а родители начинают: «Ну что ты всё кислый ходишь, что тебе не нравится»? Прежде всего, устраните все возможные физиологические причины. Есть причина, которая имеет своими корнями безбожное прошлое родителей. Это все нужно понимать, разбираться, каяться, и тогда будет совсем другая педагогика, другая мера участия. К нему относились как к здоровому ребенку, а у него есть какая-то болезнь. На фоне других детей он, может быть, замечательный ребенок, но бывают какие-то неадекватные проявления. Например, мама говорит ребенку: «Прости меня», а ребенок «запирается» и целый день ходит, «дуется». Очень опасно спутать. Можно подумать, что это в нём гордость просыпается (маленький, а уже такой гордый, не любит маму), а на самом деле его нужно было вовремя показать специалисту.

Это серьёзная проблема, пожалуйста, очень внимательно отнеситесь к ней. Нам тело тоже дано от Бога, все немощи, которые мы несём, это крест и для ребенка, и для родителя, нельзя относиться к этому поверхностно. Ребенок пришел после школы недовольный, ему надо просто 20 - 40 минут поспать, а у него еще три кружка. Родители порой так нагружают ребенка, что ему жить становится тяжело. Он только проснулся, еще глаза не открыл, а уже в голове прокручивает: сейчас школа, потом еще музыка, английский и рисование.

 

Милостью Божией, у нас сейчас налажено очень хорошее сотрудничество с Обществом православных врачей . Есть телефон нашего диспетчерской службы, куда можно позвонить и записаться к специалисту (+7 (812) 293-27-51; +7 (911) 799-03-02; e-mail: dispatcher.opv@gmail.com). В диспетчерскую звонят люди со всей России, но если вы говорите, что вы из Церковно-приходской школы, то ваш номер будет первым. Это, прежде всего, наша структура. Обратите внимание, у нас очень хорошие педиатры, в том числе - гомеопаты. Все это благословленная о. Сергием как председателем Общества медицина, вашему ребенку не посоветуют ничего вредного. Также там принимают хорошие неврологи и очень квалифицированный психиатр, психолог Наталья Евгеньевна Марцинкевич, опытнейший человек в области семейной педагогики. Если есть внутрисемейное непонимание, конфликты, бесконечные недовольства, не бойтесь обратиться к этому специалисту. Она может дать очень грамотный врачебный, психологический, педагогический совет.

Не забудьте оставить какую-то благотворительную помощь службе по мере возможности, так как это все делается бесплатно. Обследование ребенка идет от получаса до полутора часов (м. Иулия).

 

Комментарий из аудитории: Я хотела подтвердить, у нас была подобная ситуация с ребенком: не знали, что делать, обратились к неврологу, сделали обследование и обнаружили защемление сосудов, начали лечить, и постепенно появилась динамика в положительную сторону.

 

Вопрос был поставлен так: ребенок постоянно недоволен, в этом может быть духовная причина?

 

Надо помнить, что дьявол пользуется телесными и душевными недугами. Если у ребенка есть какие-то телесные недуги, то дьявол сразу начинает подталкивать ребенка на то, чтобы эта причина его все время терроризировала, он начинает на ней паразитировать. Безусловно, нельзя сказать, что это исключительно телесные вещи, и если мы сейчас поведем ребенка к невропатологу или психиатру, он пропишет определенные таблетки и все исправится. Все должно быть в комплексе: и молитва, и Таинства. Надо видеть механизм: если мы убираем телесные и психические причины, то дьяволу, в основном, «не за что зацепиться» в ребёнке. Взрослые сами знают: заболели, поднялась температура, начинается уныние, которое сопровождается помыслами, на этом фоне развивается страсть уныния. Если мы будем этой страсти противиться, это поможет нам быстрее выздороветь, потому что все взаимообусловлено, связаны и душевные, и духовные, и телесные причины, нужно научиться их различать. Приходит ребенок недовольный: вслушайтесь, нужно ли ему поспать, надо ли его покормить, надо ли его утешить, если он расстроен, или это следствие какой-то болезни - найдите причину.

В православных семьях откуда-то взято представление, что ребенка нельзя хвалить, он начнет тщеславиться. Были у психолога: у ребенка заниженная самооценка, поэтому он ждет от сверстников постоянного одобрения, какие здесь духовные причины?

Причины в том, что родители не поддерживают ребенка, надо эту самооценку прежде всего в семье повысить, больше его хвалить. Не надо перехваливать и насаждать страсть тщеславия, усиленно ребенка превозносить: «Ох, как хорошо, ну ты молодец!», а спокойно казать: «Смотри, как здорово получилось, как тебе Господь помог, давай Господа поблагодарим». Преподобный Авва Дорофей говорит: «Похвала добродетели рождает соревнование», т.е. ребенок тогда начинает все больше и больше стремиться, чтобы у него был результат, которому взрослые доверяют, а не к тому, чтобы его хвалили. В совести есть одна часть, которая называется «мздовоздаятельная», которая либо порицает, либо поощряет. Очень важно, чтобы был этот внутренний позитив: я трудился, у меня получилось, и это отметили самые дорогие мне люди. Важно также о Боге не забыть, иначе неминуемо появится страсть тщеславия.

Мы смотрим на деток, которые учатся в ЦПШ, и видно, что им не хватает семейной поддержки, поощрения их в добре. Это делается так, как батюшка сейчас показал, - в славословии Богу. Зато поругать никогда не забывают, поэтому дети забитые, а им надо такую брань выдерживать, отстаивать православную веру в своих классах, поэтому надо их поддержать, а если что-то не так сделал, то не так строго ругать (м. Иулия).

 

 

 

Много раз слышала и читала, что ребенка учат страху Божиему, как это выглядит на практике?

 

Страху Божиему можно научиться только на практике. У святителя Иннокентия в работе «О воспитании юношества» есть интересное замечание о том, как воспитывать страх Божий. По его словам, раньше старший в семье говорил: «Не делай так, Бог как камень бросит сверху»! А современные педагоги говорят, что нехорошо на страхе ребенка учить - но никто ничего лучше не придумал. Это живое слово, что Господь может и вразумить, Господь не будет долго терпеть, Он может действительно строго наказать. Мы, взрослые, понимаем, что Бог никого так не наказывает, но вот это - страх Божий: согрешил – будет наказание, и только чистосердечное покаяние поможет избежать наказания. Это должно войти в плоть и кровь. Некоторые начинают пробовать «ты согрешил, Бог тебя накажет», и у ребенка рисуется образ злого Бога, Который его все время наказывает, Который его так мало любит. Слова святителя Иннокентия про камень с неба, наверное, касаются чрезвычайных вещей, которые нужно пресечь - не раздражением, а таким подходом.

 

Старайтесь избегать двух крайностей: можно ребенка запугать, нарисовать ему такого Бога, от Которого он будет прятаться всю жизнь, а можно, наоборот, спровоцировать безнаказанность: «Бог тебя любит, ты попроси прощения, и Он тебя сразу простит». Ребёнок уже научился говорить «прости» - все равно что «отстань». У Аввы Дорофея есть 4 условия научения страху Божию. Скажу о самом важном: «Найди человека, который сам имеет страх Божий, и поселись рядом с ним». Для ребенка этот человек, который имеет страх Божий, – родители. Молитесь, чтобы Господь дал вам страх Божий.

 

К примеру, если вы будете более щепетильно относится к самим себе дома, будете благоговейно креститься, после еды со страхом Божиим вместе благодарить Господа, не «срываясь» бегом по своим делам, на вашем личном примере ребенок научится страху Божию. Совместная молитва утром-вечером, совместная молитва до и после еды – всё это случаи к пробуждению страха Божия. Представьте, что вы садовники, которые сажают то, что обязательно когда-то даст плоды.

 

 

Какие ошибки можно допустить, когда хочешь рассказать дочери о Промысле Божием?

 

Можно запугать ребенка историями, в которых все погибли, или как Господь наказал американцев за то, что они не веруют, и поэтому два самолета врезались в их башни. Давайте благоговеть перед непостижимыми судьбами Божьими. Если вы будете рассказывать о случаях промысла Божия с внутренним благоговением, это обязательно передастся ребенку. Но зачастую об этом говорится в виде спора с ребенком, настаивания – тогда мы заведомо находимся с ребёнком «по разные стороны баррикады».

Например, девочка сказала плохие слова маме перед тем как уйти в школу и получила в тот день плохую оценку. Для мамы - повод сказать: «Вот посмотри, неужели ты думала, что Господь будет помогать твоим трудам, когда ты ушла с таким сердцем в школу? Я знаю, что ты старалась, что ты переживала, но благодать Божия от тебя отошла из-за того, что было сегодня утром, поэтому нужно покаяться и восстановить связь с Господом, чтобы благодать Божия продолжала тебе содействовать в твоих трудах». Если это сказано с внутренним богопочитанием, со страхом перед Богом, то ребенок обязательно услышит. Можно сказать по-другому: «Тройку принесла! Вот видишь, я же тебе говорил - это результат того, что произошло утром. Господь не будет тебе помогать»! В первом случае: вместе входим в тайну духовной жизни, аккуратно осматриваемся, какие там законы. Во втором случае: «удачно» получилось, что ребенок получил тройку, и мама за это схватилась, чтобы привести дочь к дисциплине - здесь мотивация другая, ребенок сразу слышит, чем движим взрослый. Ребенок был ущемлен такой правдой, после которой хочется лечь и не просыпаться. Это беспощадность, которая сродни мстительности: «Ты это сделала – получи свою плохую оценку». Это общая проблема. Ребенок не послушался, плохо с мамой поговорил и пошел таким в школу: «Господи, прости, не нашла я в себе силы и любви, но не дай, Господи, моему ребенку сейчас заслуженное наказание, огради его и вразуми, как Ты считаешь это нужным».

 

Хотелось бы отметить, что слово именно «страх», страх Божий. Очень важно родителю один раз испугаться - есть «красные лампочки». Когда ребёнок к розетке тянется или под машину, вы в этот момент не думаете - вы его спасаете. В исполнении заповедей Божиих есть заповедь о почитании отца и матери, но наши православные подростки, которые удерживаются в вере, рассказывают родителям, как сложно им жить, потому что вокруг них о родителях никто не говорит хорошо. Ребенок, находясь в этом окружении, будет пробовать подобные модели, и именно в начальной школе. Когда вы видите откровенное хамство отцу или матери с криками и истериками, нужно испугаться: не от того, что обидели вашу родительскую честь, а от того, что «блага ему не будет и долголетен он не будет на земле», как учит заповедь, т.е. у ребенка ничего не сложится в жизни. У того человека, который кричит на свою мать, хамит своему отцу, не будет ни здоровья, ни карьеры, ни любящей семьи, ничего. Это нам всем нужно понимать, и объединиться против того, что происходит в мире, и защитить от этого наших детей. Это возможно сделать только «испугавшись», как лукавый «подкашивает» будущее наших детей. Если мы в этот момент испугаемся, это будет написано на лице – в начальной школе ребенок считывает этот страх, но в подростковом возрасте уже практически невозможно с этим работать, приходится только вымаливать, страдать и терпеть. Успейте это сделать в начальной школе (м. Иулия).

 

Вопрос о страхе Божием и о пятой заповеди. Я опишу такую ситуацию: мама с дочкой пяти с половиной лет. Мама раздражена и зла, хочет от дочки чего-то добиться, потом мама отворачивается, ребенок в спину матери показывает язык, гримасничает. Понятно, что это грех, нарушение заповеди, но как здесь поступить?

 

Как мы можем помочь безболезненно пройти период взросления ребенку, когда в семье, например, мать неверующая, отца нет, или отец тоже неверующий. Дети – «продолжение» своих родителей. Есть ситуации, когда мать делает все, чтобы ребенок ходил в храм, исповедовался, причащался, но наступают 13-14 лет, и видно, что ребенку это все не нужно, потому что его папа так в храм и не пришел. Мы посеяли, что могли. Мы верим, что только с началом его взрослой жизни те семена, которые были посеяны этой доброй половинкой (в данном случае - мамой), заглушат собой те сорняки, которые лезут от второй безбожной половины (в данном случае - папы). Эти дети - мученики, они мучаются от безбожия своих родителей. Задача педагогов, священников – сеять, задача родителей – не опускать руки, бороться за своего ребенка. Даже при отсутствии видимых результатов - все равно сеять, предлагать и учить: как правильно, как неправильно. В каждой ситуации вы должны услышать слово в своей душе, вы обязаны сказать: «мама устала, маме сейчас плохо, не смей так делать, маме нельзя язык показывать», - все то же самое - только другой интонацией, в зависимости от конкретной ситуации. Даже детей из детского дома, от которых отказались матери, мы обязаны учить правильно относиться к учителям и к своим родителям.

 

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, дело воспитания – это дело самое святое и самое сложное. Кроме того, родителей никто этому не учил, нам приходится всему учиться на практике, как-бы «вдогонку», когда многое уже сделано неверно.

 

Об отношениях со школьными учителями

 

Что делать, когда учитель в школе отзывается о Боге и вере негативно? Как правильно объяснить ребенку, что позиция учителя ошибочна, чтобы он при этом не перестал с почитанием относиться к учителю и вообще к неверующим старшим?

 

Так и нужно объяснять, что есть пятая заповедь о почитании старшего, которую не дано никому нарушать, в том числе - нельзя осуждать и неверие учителя. Есть люди верующие и неверующие. Каждый человек сам выбирает, как ему жить. Эта учительница выбрала путь без Бога, поэтому мы не можем ее осуждать. Нужно предложить ребенку за неё помолиться: когда человек начинает молиться о другом, его сердце теплеет, оно перестаёт безусловно всё осуждать. То же самое и с неверующим дедушкой. Некоторые говорят, что дедушку надо пожалеть, что он «дремучий», неверующий. Нет, дедушке нужна помощь, за него нужно молиться, а ни в коем случае не грубить ему и осуждать его. Нужно учиться всех людей любить, а не только верующих.

 

Например, был случай: приходила женщина на консультацию, говорила, что у хорошего, верующего, домашнего мальчика 13-ти лет не складываются отношения с учителями. Помолившись, мы пришли к решению, что ему надо начать молиться за своих учителей. Спустя два или три года эта женщина пришла и поблагодарила за тот практический совет: они начали молиться за учителей, и отношения сложились.

 

 

Школьная учительница запрещает детям креститься на экскурсии в храме. Как правильно себя вести?

 

В такой ситуации идите к этой учительнице и объясняйте, что вы из верующей семьи. Требуйте уважения. Недопустимо, чтобы ребенку сделали замечание за то, что он перекрестился, как положено, в храме. Необходимо сразу появиться на пороге у этой учительницы и попросить больше так не делать. Если учитель отказывается слушать, всегда можно обратиться к завучу, директору, РОНО.

 

Заключение

Я вас благодарю, что у нас состоялся сегодня такой разговор. Подобные встречи нужны для родителей, педагогов и священников, чтобы мы слышали эту боль в нас о наших детях, чтобы мы к ней не привыкали, а обращали её в молитву к Богу, обращались с вопросами к духовникам, к педагогам, потому что без родителей детям никак не помочь. Чтобы мы еще раз побыли возле наших детей, вокруг наших тревог относительно того, как они могут сохраниться в этом безбожном мире. Чтобы Господь опять и опять посылал нам благословение, благодать, которая нас делает более ревностными в духовной жизни, более твердыми в исполнении заповедей, более ответственными к тому, что мы делаем по отношению к нашим детям, более любящими, способными слышать меру наших детей и более снисходительными, потому что у большинства из нас не было православного детства.