Детская исповедь-семинар для родителей 

Протоиерей Григорий Антипенко, духовник ДПЦ им. свт. Иннокентия Московского


Сегодняшний разговор – о детской исповеди. Также мы затронем вопросы, связанные со всеми участниками этого Таинства, прикоснёмся к теме духовнического сопровождения, подготовки к исповеди детей.
По слову св.Филарета Московского, Покаяние - это Таинство, в котором верующий исповедует (то есть произносит устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа («Катихизис»).
Мы говорим о детской исповеди, поэтому под верующим мы будем разуметь ребёнка в возрасте от 7 до 14-16 лет и его родителей, т.к. детская вера слагается из начатков личной веры (личные отношения с Богом) и веры родителей (или восприемников-крёстных), из которой и вырастает детская личная вера. И, хотя родители не участвуют в самом тайнодействии исповеди, их помощь в подготовке к Таинству Покаяния играет важнейшую роль.
Тогда участниками Таинства являются: Господь наш Иисус Христос, сам ребёнок, священник (духовник) и родители. Рассмотрим разнообразие отношений между участниками этого Таинства.

Христос и ребёнок.

Первое, что необходимо помнить, это то, что сущностью всех Таинств Церкви является приобщение человека к благодатной Божественной жизни. Существом Таинства покаяния является исцеление природы человека, пораженной личным грехом, возвращение ей (природе) качеств, дарованных в Таинстве Крещения, восстановление с Богом отношений, разрушенных грехом, примирение со Христом. Самым главным здесь являются личные отношения со Христом, вера в Него и любовь к Нему.
Вера во Христа складывается из уверенности, доверия и верности.
Уверенность рождается из знания о Христе, о Его земной жизни и пребывании в Своей Церкви. Доверие — из наблюдения Промысла Божия. И уверенность, и доверие воспитываются постепенно, усилиями родителей (крестных), духовника и преподавателей ЦПШ, то есть всей церковной среды, окружающей ребенка.
Плодом уверенности и доверия становится верность Христу - исповедание христианского мировоззрения перед лицом мира, лежащего во зле.
Из веры рождается чувство к объекту веры. Чувство ко Христу, ради нас воплотившегося, распятого, принявшего смерть и воскресшего; это чувство – любовь. Любовь ко Христу является САМЫМ важным, центральным моментом в вопросе о Таинстве исповеди, в частности, детской исповеди. Поэтому все силы воспитующей среды должны быть направлены на созидание любви у ребёнка ко Христу. Повторю – ко Христу, не просто к абстрактной «идее Бога», но к Божественной Личности. Ведь любить идею, т.е. что-то нельзя, можно любить только Кого-то, Существо личностное. Идею можно принимать, даже верить в неё, даже страстно исповедовать её, но любить (в истинном смысле этого слова) её нельзя. Только любовью движимый, ребёнок будет стремиться соблюдать слово Любимого, а если и совершит грех, то устремится к Тому, Кого любит. (Это вообще свойство человека – стремиться к тому, что он считает благом. Поэтому задача для воспитующей среды - воспитать в ребёнке правильные понятия о благе.)
Нужно ещё сказать, что любовь – это дар Самого Христа, который посылается не столько по предпринятым трудам со стороны родителей или духовника, сколько по их горячей молитве ко Христу. И детей необходимо с самого раннего возраста учить и побуждать обращаться в молитве ко Христу о даровании любви к Нему.
Сам Христос так любит детей, что ставит их в пример для всякого, желающего войти в Царство Божие. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»(Мф.18:3). Исполнением слов Христа:

(Мф.19:14), является воспитание в ребёнке веры во Христа и горячая молитва взрослых о даровании любви к Нему.

 

Ребёнок и священник.

Проводником на пути становления веры и любви у ребенка ко Христу является священник. Дарами предстоятельства, учительства и пастырства священник призывается Христом стать кормчим (отсюда слово «окормление») для маленького христианина и привести корабль его души к мирной гавани-Христу.
Ниспосланным в Таинстве рукоположения даром учительства священник учит ребёнка основам православной веры, молитве, христианской нравственности (послушанию, терпению, прощению, почитанию и т.п.). Это происходит как на самой исповеди, где, правда, времени на это бывает не так много, так и в частной беседе. Хорошо, если ребёнок приучен с самого детства по вопросам веры и духовной жизни спрашивать совета и благословения у священника. Этому его могут научить родители, побуждая с важными вопросами проситься на личную беседу с пастырем. По духовно-нравственным вопросам священник может благословить обратиться к церковному педагогу, служение которого состоит в педагогическом сопровождении семьи в духе святоотеческого учения.
Даром пастырства священник руководит ребёнка в духовной жизни, центром которой является Спаситель. Главной целью пастыря является воспитание в ребёнке страха Божия и из него рождающейся любви ко Христу-Спасителю. Средствами для достижения возможности восприятия этого небесного дара являются молитва, пост, участие в Богослужении, исполнение заповедей Божиих. Иными словами, пастырь должен помочь развить простое молитвословие - в молитву ко Христу, воздержание от чего-либо – в жертву ради Христа, выстаивание Богослужений – в радость пребывания со Христом и всеми святыми, исполнение правил и заповедей – в осмысленное послушание воле Господней и добровольное желание борьбы с внутренним грехом. Любовью, состраданием к уже помрачённой грехом детской душе, терпением, молитвой пастырь прививает жизнь ребёнка к жизни Христа.
В процессе такого кропотливого продолжительного труда отношения священника и ребёнка со временем формируются как духовнические. Ребёнок постепенно начинает различать стоящего за спиной священника Христа, начинает слышать Христово слово через священника. Тогда можно сказать, что он стал духовным чадом, т.е. усыновился Христу через конкретного пастыря.
Сейчас в Церкви такое время, когда большинство детей не становится духовными чадами. Т.е. не происходит их усыновление Христу. Внешне ребёнок ходит на исповедь к одному и тому же священнику, получает от него какие-то духовные советы. Но внутренне он не ищет привиться Христу. Почему так происходит?
Можно лишь кратко обозначить основные проблемы:
• Отсутствие у ребёнка предпосылок для воцерковления – малый духовный возраст родителей, отсутствие церковной воспитующей среды как в семье, так и за её пределами (школа, улица, друзья).
• Отсутствие почитания, слышания старшего, а от этого – непочитание священника и, в конечном счёте, Бога; дерзость, неимение страха Божия, а иногда вообще страха наказания.
• Болезненная ослабленность души ребёнка родительским грехом, почти полная дистрофия жизни духа к 7 годам (это вопросы возрастной церковной педагогики).
• Отсутствие личной мотивации в слышании Христа через священника. Ребёнка привели к священнику и сказали: «Это твой духовник, иди к нему, исповедуйся». Т.е. происходит игнорирование личности самого ребёнка. Не совершился к 7 годам родительский труд, чтобы душа ребёнка задолго до первой исповеди любовью привязалась к будущему духовнику. В лучшем случае ему скажут: «Это твой батюшка. Вырастешь – он станет твоим духовным отцом. Смотри, какой он хороший!» Ребёнок послушно смотрит… И не видит стоящего сзади Христа – ему никто этому не научил, не рассказал.
• Исповедь постепенно становится формальной. Часто исповедуясь, ребёнок «вынужден» относиться к исповеди как дозволению приступить к Причастию. Ребёнок видит всю суету на исповеди перед Причастием, в душу вкрадывается подозрение, что всё это «не взаправду». Но он должен исповедоваться – и идёт, наскоро проговорив давно заученный, обычно всегда повторяемый перечень детских грехов…
Как решать эти проблемы?..
(На семинаре, посвящённом детской исповеди были предложены для размышления мысли прот.Владимира Воробьёва, изложенные в книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство».)

%cut%

Ребёнок и родители.

Основа религиозного воспитания закладывается в семье. Родители или восприемники-крёстные (а это – особая тема, требующая отдельного рассмотрения), становятся для ребёнка первыми преподавателями, учителями и воспитателями в духовной жизни. В обязанность родителей входит подготовка своего чада к первой исповеди. Как важна для духовной жизни первая исповедь! Ведь «сегодня я не только скажу Христу – прости, но впервые услышу в ответ Его слово: «Прощаю…»» Момент великий и многозначительный! Первый ясный ответ лично ему! От ХРИСТА!
Поэтому необходимо тщательнейшим образом к этому Таинству встречи подготовиться. Можно родителям подойти к своему духовнику, взять благословение на начало этого труда и получить от него упреждения, рекомендации. Возможно, батюшка предложит прочитать соответствующие книги (например, замечательная книга прот.Артемия Владимирова «Моя первая исповедь»), встретиться с церковным педагогом или другими, более опытными, родителями. Разговор с ребёнком должен быть очень тактичным, деликатным. Нужно донести до его сознания понятие греха как нарушения Закона Божия и оскорбление искупительного подвига Христа. Счастливы те родители, которые весь период младенчества рассказывали ребёнку о Христе, привили к Нему любовь и теперь, при подготовке к первой исповеди, говорят о нарушающих эту любовь поступках, мыслях, желаниях, о необходимости просить у Христа Спасителя прощения, чтобы всей глубиной детского сердца ощутить после исповеди – сколь благ Господь!
Ни в коем случае недопустимо заставлять признать свой грех, да ещё и с укором в сторону «маленького грешника». Ведь грех – это болезнь, и к больному нужно подойти так, как подходит пожилая добрая медсестра, мно-о-гих больных повидавшая на своём веку, и заботливо поправляя подушку, тихо обещает, что скоро придёт доктор, и малышу станет легче…
Также запрещено родителям диктовать под запись или самим записывать грехи ребёнка на бумажку. Во-первых, не так много у него грехов, чтобы их забыть (правда, некоторые дети теряются на исповеди, тогда шпаргалочка даже поощряется), а во-вторых, отношения ребёнка и Христа – это святыня, соприкосновение с которой дозволяется только священнику, и то - в качестве свидетеля.
После исповеди детскую радость лучше закрепить и своей, родительской радостью, поздравить маленького исповедника с первой исповедью, устроить дома небольшое торжество по этому случаю, таким образом войдя в состав участников небесного праздника: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15:10).
После первой исповеди нужно испросить семье благословение – как часто ребёнку исповедоваться? Обычная приходская практика – 1 раз в 2 недели. Но в каждом случае может быть по-разному. Родителям нужно постараться приводить ребёнка на исповедь тогда, когда батюшка сможет уделить ему какое-то время без спешки. Для этого можно посоветоваться с ним же. В последующее время может возникнуть опасность имитации духовной жизни. (На семинаре были предложены взгляды известного московского священника-педагога о.Алексия Уминского).
Не нужно спрашивать у ребёнка: «Ну, как там на исповеди? Что сказал батюшка? А ты не забыл сказать ему о таком-то грехе?» Хранение тайны исповеди для всех православных христиан - закон.
Когда у взрослых отношение к исповеди трепетное и серьёзное, тогда к 12-14 годам ребёнок ощущает своё, личностное желание исповедоваться. В этом возрасте происходит формирование личности, которая начинает проявлять свои богодарованные свойства –
сознание, т.е. способность отделять себя от других (ребёнка от родителя),
самосознание – т.е. видеть в себе живущий грех, но не смешиваться с ним,
свободно-разумную деятельность – т.е. способность самоопределяться в жизни, сообразовываясь с разумным отношением к действительности и
жизненность – т.е. личность может возрастать как в добре, так и во зле.
К этому периоду родители должны себя подготовить. И отношения с ребёнком, и ребёнка с Церковью будут проходить фазу кризиса. «Кризис» - по-гречески «суд». Наступает время проверки на прочность веры во Христа и любви ко Христу. В этот период в жизни подростка исповедь может иметь прямо полярные места – от отказа от неё, до горячего желания как можно чаще исповедоваться. Духовническая практика показывает, что именно это время является периодом сближения с духовником – и детей, и родителей.
С мудрым терпением, с постоянной молитвой о чаде родители переживают как бы вторые роды – так больно, мучительно происходит отлепление ребёнка от родителей, обрезание душевной пуповины, крепко, и казалось навсегда, связавшей их воедино.
В этот непростой и, скажем прямо – опасный период, плодотворными могут быть не только личные, но и семейные встречи с духовником, на которых повзрослевший ребёнок будет погружаться в атмосферу взаимной любви взрослых и проникаться расположением и доверием к духовнику, который, в свою очередь обязан чутко вслушиваться в душу своего чада и откликаться на запросы юного человека.
Излишне говорить, сколько зла приносит насильственное, с раздражением и криками насаждаемое, воцерковление.

Священник и родители.

Родители и священник (духовник) являются участниками воспитующей среды и призваны эту среду сделать церковной. Т.е. их взаимоотношения друг ко другу должны быть церковными, а именно: единомысленными, единовольными и единодушными.
1. Единомыслие.
Между родителями и священником должно быть единомыслие в вере и вопросах воспитания. И, если единомыслие в вере является условием пребывания в ограде Церкви, то в вопросах воспитания обеим сторонам совместными усилиями необходимо усвоиться учению Церкви о детском воспитании. Для этого сейчас существует много возможностей: издаются книги о православном воспитании, о детской исповеди; проводятся семинары в ЦПШ; можно обратиться к священнику, и в индивидуальной беседе решить вопросы, связанные с ребёнком, испросить духовный совет. «Не бегать же по каждому вопросу к батюшке!» – можно слышать иногда. По каждому – и не стоит, а только по важным, помня, что и в вопросах воспитания родителю нужно в Церкви получать исцеление от «недуга неведения», менять свои мирские взгляды на духовные.
Основными трудностями в достижении единомыслия между родителями и священником являются незнание святоотеческого учения о воспитании, малая воцерковлённость родителей, нежелание (иногда, правда, отсутствие возможности) получить духовное образование в ЦПШ, несогласие с мнением, словами духовника. Со стороны же священника необходимо сеять семена веры, благовествовать, учить, рекомендовать чтение той или иной литературы, не жалеть времени для встреч с родителями, т.е. трудиться над единомыслием.

2. Единоволие.
Единоволие между родителями и священником - это обоюдное желание исполнить волю Божию о ребёнке. Испрашивать волю Божию должно через одного духовника и для этого семье рекомендуется иметь одного духовника. Главный плод единоволия – явить послушание: священника – Богу, всей семье – Богу через священника.
Основной трудностью в достижении единоволия становится наличие разных духовников у родителей и детей. И как следствие – несогласие с благословением духовника, нарушение родителями благословения, данного ребёнку, противление, ропот.
Очень трудно духовнику помочь ребёнку без поддержки родителей – сталкиваются две, подчас противоположные, воли: воля Божия о ребёнке и воля родительская о нём же. Возникает конфликт воль. Как результат – претензия, обида. Духовник пытается настоять, отстоять волю Божию (его побуждает к этому священническая совесть). Столкновение с непреклонностью родителей делает духовное руководство малоэффективным, а, часто, и невозможным. А, главное, это негативно сказывается над отношением ребёнка ко Христу. «Разве разделился Христос?» (1Кор.1:13), - как бы спрашивает словами св.ап.Павла дитя. Что нам, взрослым, ответить?..
Бывает, что родители пытаются использовать авторитет священника для реализации своей воли, относятся к пастырю как рычагу, более успешно воздействующему на непослушное дитя. «Батюшка, вы уж его пристыдите…накажите…объясните…» или: «Батюшка, а что она мне грубит…хамит…не слушается..» - такие вот приходится слышать жалобы родителей на тех, кто вверен Богом в их руки как величайшая святыня.

3. Единодушие.
Единодушие между родителями и священником это единство в отношении к самому ребёнку и его поступкам. Это единство – платформа для создания церковной среды: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп.2:2). Единодушие – в любви друг ко другу: родители во всём поддерживают духовника, духовник – родителей. Для этого они совместно, в духе святоотеческого учения, в духе любви распределяют обязанности. Могут быть разные варианты распределения обязанностей (в зависимости от ситуации: полная – неполная семья; особенности ребёнка и т.п).
Основными трудностями в достижении единодушия между родителями и священником являются недоверие духовнику, осуждение его, высказывание вслух или про себя недовольства, возмущения; отсутствие труда над созиданием у ребёнка чувства христианской любви к духовнику, доверия, трепета, бережности и даже нежности. Когда родители и духовник не являются церковной средой – угасает вера ребёнка во Христа. Христа, пришедшего на землю для создания Церкви – нового общества людей, любящих друг друга: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35) «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1Иоан.4:12)

Бог и священник.

Господь благословляет священника стать пастырем, полагающим «жизнь свою за овец» (Ин.10:11). Христос возлагает крест, иногда очень тяжёлый, духовничества (ребёнок согрешает, уходит из Церкви, духовно погибает).
Господь очень строго спросит за каждого ребёнка со священника. Говоря о пастырском подвиге, св.прав.Иоанн Кронштадтский восклицает: «Исповедь для священника есть подвиг любви к своим духовным чадам, не взирающей на лица, долго-терпящей, милосердствующей, не превозносящейся, не гордящейся, не ищущей своих си (своего спокойствия, корысти), не раздражающейся, не радующейся или не потворствующей неправде, радующейся же о истине, все покрывающей, вся терпящей, николиже отпадающей (1 Кор. 13, 4-8). Тут видно, - видит сам священник, видят его духовные дети, - пастырь он или наемник, отец или чужой для своих чад, своих ли ищет или яже Христа Иисуса. Боже мой, как трудно надлежащим образом исповедывать! Сколько от врага препятствий! Как тяжко согрешаешь пред Богом, исповедуя не надлежащим образом! Как слово оскудевает! Как источник слова заграждается в сердце! Как язык изменяет и разум! О, сколько нужно приготовления к исповеди! Сколько надо молиться об успешном прохождении этого подвига! А какое невежество духовных чад! День и ночь надо сидеть с ними, с спокойствием, кротостью и долготерпением поучать каждого из них. Какой крест для священника исповедь, при сознании невежества исповедующихся, их холодности, греховности всякой, и по сознанию своего окаянства, своей немощи, вялости, косности сердца к сочувствию и к ревности о славе Божией и спасении ближних, как о собственном! А сколько налагает крестов на тебя диавол во время исповеди! Дело любви, дело беседы отца с чадами, претворяет он в дело наемника с рабами, неохотно рассчитывающегося с ними!»
Священник обязан обращаться ко Христу в молитве за ребёнка, нося в сердце постоянную скорбь (или радость, или иное чувство) о ребёнке. «Молиться – кровь проливать», - говорили свв. отцы. Обязан он молиться и за родителей.

Бог и родители.

Обязанность родителей – молиться Христу о даровании покаяния. И ребёнку, и себе. Покаяние родителей перед Господом нашим Иисусом Христом есть начало духовного и нравственного изменения ребёнка. Детская душа с момента зачатия формируется непосредственно под влиянием родительских душ. Душ, часто помрачённых грехом. В этой духовно болезненной атмосфере начинается закладка отношений детской души к Богу, миру, к себе. Эти отношения с самого рождения уже омрачены родительским грехом. Поэтому детский грех – это спроецированный на ребёнка родительский грех, иногда сильно преумноженный через воздействия других лиц и даже демонических сил. И единственным средством для спасения дитя становится родительское покаяние. Скорбя о соделанном ребёнком грехе, да покается в нём сам родитель, увидев этот грех в себе, оплакав себя, как погибшего, и обратится ко Христу с горячей просьбой «о прощении нас».

Похожие материалы:
Воспитание дошкольника - главное
О возрасте 7-11 лет
Детская молитва-семинар для родителей