Памятка для родителей по возрасту от 0 до 1 года 

Младенец

Основная характеристика возраста1: младенчество – возраст запечатления.
Главная задача возраста до трех лет – это запечатление любви.




Особенности развития
Советы, рекомендации
Особенности духовного развития

Сознание еще не поставило своих барьеров, и то, что ребенок видит, слышит, ощущает, ложится в самую глубину его души, становится фундаментом становления его личности.

 

1. Можно утверждать, что религиозное воспитание ведется в этом возрасте еще и через направленную на него любовь и заботу, через взаимную любовь между окружающими его людьми. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Ребенок, в глубине подсознания которого есть память об этой любви, впоследствии намного легче воспримет весть о Боге, чем тот, у которого опыта такой любви нет. При этом любовь к ребенку должна проходить через призму осознания в нем образа Божия.
2. «Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха...» (свт. Феофан Затворник)
3.Чаще всего, на сороковой день жизни ребенка православные родители совершают главные церковные Таинства: Крещения, Миропомазания и Причащения.
4.Природа, красотой своей прославляющая Творца, также духовно питает его: шелест листьев, пение птиц, журчание ручья - все это позволяет душе ребенка формироваться должным образом.
5. Старец Сампсон учил: «С первых дней мать кормит свое дитя, читая каждый раз «Богородицу» или «Достойно есть», пока ребенок ест. И так полтора года. Соблюдать строжайший пост, избегать всевозможных блудных вещей, жить только свято, тогда и ребенок вырастет христианином. Помните, все переживания матери передаются ребенку! Лишь когда она перестанет кормить, женщина может позволить себе отдых».

Особенности душевного развития

1. Важнейшую роль в формировании доверия - недоверия к миру играет позиция матери.



2. Для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «я» в этом мире, - самое хорошее, мама - самая лучшая, дом - самый родной... На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого.
3. Мама является гарантом стабильности ситуации для младенца.


4. Кризис одного года в поведении некоторых детей сопровождается неадекватным поведением. Ребенок валяется по полу, кричит, стучит ногами, демонстрирует иные формы неповиновения.

 

1. Колыбельные, пестушки, потешки призваны как можно раньше дать ребенку ориентиры во взаимоотношениях с миром. Тактильные контакты обеспечивают нормальное развитие психики на весь последующий период жизни человека. В так играх, где пальчики, ладошки, ушки младенца становятся персонажами сюжетной игры, ребенок осваивает пространство своего тела.
2. Как правило, эта внутренняя уверенность вызревает в детях, окруженных родительской лаской и любовью, для которых были найдены оптимальные формы выражения. Не бойтесь «избаловать младенца на руках».




3. Если годовалый младенец позволяет матери исчезнуть из виду без чрезмерного чувства тревожности или раздражения, значит, в нем сформировалась внутренняя уверенность в постоянном мамином существовании.
4. Ребенок испытывает «на прочность» окружающий мир, в том числе и терпение своих родителей. Отсутствие реакции взрослого на «припадок» - лучшее средство для дальнейшего развития отношений с ребенком.


Особенности физического развития
К трем месяцам большинство малышей уже хорошо держат головку и начинают осваивать звуки: «ла, ры, ыы...». Пятимесячный малыш изучает свои ножки и с удовольствием тянет их в рот, протягивает руки навстречу взрослому. К полугоду у ребенка появляются собственные способности для действия, и он стремится их реализовать. Малыш может уже сидеть, стоять, он может пить из кружки сам и ставить ее на стол. В начале второго полугодия малыш научается более эффективно управлять своим телом - меняет позиции, совершенствует механизмы хватания. К концу первого года жизни ребенок, как правило, начинает ходить и говорить первые слов

1. Для своего нормального физического развития ребенок нуждается в возможности активно двигаться.
2. Лучшее место для ребенка, который научился переворачиваться, вставать на четвереньки и начинает осваивать ползанье - пол.


3. Около года ребенок начинает повторять действия взрослых: так, он может часами играть с кастрюлей, веником и т. д.

Рекомендуемые книги (для родителей):

1. «Путь ко спасению» св. Феофан Затворник; (отдел 1 «О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием-как сохранить сию благодать в период воспитания)
2. «Практическое руководство молодой мамы» священник Сергий Филимонов, Ю.В. Лавренов, Г.В. Лавренова;
3. Протоиерей М. Козлов «Последняя крепость» беседы о семейной жизни в форме вопрос-ответ, раздел 3.
4. И.Красикова «Детский массаж» (от рождения до 3х лет) Детские педиатры и невропатологи рекомендуют эту книгу, как очень подробное и грамотное пособие по детскому массажу для мам.
5. Е. Комаровский «Здоровье ребенка, или здравый смысл его родственников».
6. Американский фильм «Самый счастливый ребенок в квартале» Доктор Харвей Карп (Harvey Karp) рассказывает о 5 способах успокоить плачущего младенца. Фильм помогает «полюбить» пеленание, и, особенно, полезен тем, у кого с пеленанием ничего не получается.

Первые игрушки малыша до 6 месяцев:

1. Погремушки (кольца, шар с ручкой, типа гантели).
2. Погремушки-гирлянды на резинке, колокольчики на ленте.
3. Игрушки-пищалки.
4. Неваляшка.
5. Разноцветные воздушные шары.
В этом возрасте игра - исследование окружающего мира и своих возможностей. Важно предоставить ребенку возможность максимально «задействовать» все его органы чувств, дать стимулы для созерцания, слушания, ощупывания, бросания, опробования на вкус.

Игрушки для малыша 6-12 месяцев:

1.Тряпичная кукла - самая простая.
2.Животные с различными поверхностями «шкурок» (лоскуты разной фактуры, мешочки с крупой).
3.Игрушки для жевания, кусания.
4.Пирамидка малая с кольцами.
5.Музыкальная игрушка (например, бубен, металлофон, барабан).
6.Сумочка, корзинка.
7.Коробочки или стаканчики, складывающиеся одна в одну. Рамки-вкладыши.
8.Мячи разных размеров.
9.Игрушки для игр с водой.
10.Кукла бибабо (надевающаяся на руку) - для взрослого в установлении общения с ребенком, проговаривания режимных моментов.
11.Качели.
В этом возрасте главное в игре малыша - подражание, которое выражается в многократно повторяющихся им действиях, имитации звуков - машины, собачки, кошки, петушка.

Рекомендуемые игры:

Телесные, пальчиковые: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Комарики», «По кочкам», «Прятки».
Пестушки, приговорки «Водичка-водичка, умой деточке личико...» 

1 - по книге Т.В. Скляровой, О.Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология»

Памятки по другим возрастам:
Возраст 1-3 г.
Возраст 4-6 лет
Возраст 7-11 лет
Возраст 12-14 лет (подростки)