Памятка для родителей по возрасту от 1 до 4 лет 

мальчик 3 г

Основная характеристика возраста1: Духовные и физические процессы, которые происходят на уровне сознания ребенка в возрасте до трех лет: открытие свободы и запретов, допустимого и недопустимого, культуры еды, пределов свободы в движениях, гигиенических навыков; открытие чувств безопасности и любви; открытие отрицательных чувств (гнева, страха, ревности); открытие разлада между своей волей и угнетающей волей других людей, обычно взрослых.


Особенности развития
Советы, рекомендации
Особенности духовного развития

1. Это возраст доинтеллектуального переживания веры. Разум детей свободен от предрассудков, поэтому в мыслях отражаются образы веры в их чистом и целостном виде: вера принимается не столько умом, сколько сердцем. Сердце легко принимает наставления веры. 2. Маленькие дети воспринимают духовный мир очень реально. 3. К трем годам дети уже способны воспринимать праздничную атмосферу Рождества, Пасхи, дней рождений и именин.

 

1. Двухлетним детям можно говорить, что мир сотворен Богом, что в мире все устроено так, чтобы человеку было хорошо.

Особенности душевного развития

1. Важнейшая задача раннего детства – постижение сути предметного мира.
2. Кризис трех лет. Причина: ребенок начинает осознавать себя «умелым и компетентным», у него возникает потребность в изменении характера взаимоотношений со взрослыми. Симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых.

 

1. Ко второму году жизни малоэффективны запретительные команды. Более эффективны отвлекающие, побудительные команды, которые не блокируют исследовательской инициативы малыша.
Руководить малышом не всегда получается, а вот быть архитектором окружающей ребенка среды – более эффективно. Родители, создавшие малышу безопасное окружение, которое позволит вырабатывать исследовательские умения и навыки, даст ему возможность долгое время занимать самого себя какой-либо деятельностью, менять виды занятий, закладывают в своем ребенке основы творчества.
2. Любовь должна быть разумной и иногда карающей. «Нельзя» должно быть немного, но твердо установленных, ибо если их много, то они становятся невыполнимыми, а это порождает в детях непослушание.
3. Задача взрослого в этот период – быть образцом во внешнем поведении. У родителей должно быть единство взглядов на воспитание детей.

Особенности физического развития
1. В этом возрасте ребенок охотно занимается самообслуживанием. Подражая взрослому, он стремится самостоятельно одеваться, управляться во время обеда со столовыми приборами, делаются более серьезные попытки «работы по хозяйству»: мыть полы, посуду, включать бытовую технику с тем, чтобы самому стирать, пылесосить.
2. В раннем детстве ребенок учится справляться со своими физиологическими потребностями, попутно вырабатываются основные навыки опрятности.
3. К трем годам у детей обычно уже достаточно связная и осмысленная речь. Ребенок способен выполнять достаточно сложные задания.

 

1. Начиная какое-либо домашнее дело, отводить ребенку «зону личной ответственности». Это может быть угол стола, на котором малыш самостоятельно раскатывает свой кусочек теста, а может быть небольшая плошка, в которой стирается кукольное платье. Хотя самому сделать что-либо бывает проще, но плодотворнее включить в делание своего малыша.
2. Соблюдать режим дня. Для укладывания спать применять заведенный ритуал.

Рекомендуемые книги для ребенка до 2 лет:

Книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона. Картинки с подписями, короткие стихи, потешки (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, С. Маршак, Э. Успенский, И. Токмакова, С. Михалков, З.Александрова и др.), сказки с повторяющимся сюжетом («Репка», «Теремок»), короткие истории В.Г. Сутеева.

Рекомендуемые книги для ребенка 2-4 лет:

1. В.В. Бианки. Рассказы и сказки о животных (Как муравьишка домой спешил)
2. В.Гаршин. Лягушка-путушественница.
3. С.В. Михалков. Три поросенка.
4. А.С. Пушкин. Сказки. О царе Салтане. О спящей царевне и семи богатырях. О рыбаке и рыбке.
5. Е.Чарушин. Тюпа и томка.
6. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
7. Носов Н. Незнайка в цветочном городе.
8. С.Прокофьева. Маша и Ойка.
9. Г.Х.Андерсен. Принцесса на горошине.
10. Д.Биссет. Забытый день рождения.
11. Р.Киплинг. Сказки просто так. Книги джунглей.
12. А. Милн Вини-Пух и все-все-все.

Рекоменуемые пособия:

1. Мальцева И.В. Пальчиковые игры от рождения до трех лет.
2. Сборник развивающих дисков: Музыка с мамой Екатерины Железновой
3. Игровые пособия: Сложи узор, Блоки Дьенеша, Уникуб, Танграм, Квадрат Воскобовича, шнуровальные планшеты, мозаики, тетради с заданиями к пособиям
4. Раскраски

Рекоменуемые игры:

1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Лепка, рисование, аппликация
4. Игры на развитие мелкой моторики (сортировка круп, мозаики, шнуровки)
5. «Чудесный мешочек» (на ощупь различать предметы)
6. «Чего не стало» (дети запоминают названия предметов, затем один предмет убирается, ребенок должет сказать, что убрали)
7. Сюжетно-ролевые игры («Купаем медвежонка», «Магазин», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Автобус» и др.)
8. Игры на развитие фонематического слуха («Угадай, что звучит», «Повтори ритм»)
9. Игры с природными материалами (песок, вода, шишки, снег, ракушки, мох, желуди)
10. Классификации (объединять предметы в группы по общим признакам).

Игрушки для малыша старше 1,5 лет:

1. Набор кубиков разной величины.
2. Свисток, дудочка.
3. Набор матрешек.
4. Конструкторы, складные крупные формы.
5. Кукла-голыш с одеялом.
6. Машинка с кузовом и веревочкой.
7. Ведро или куб, в сторонах которого сделаны отверстия различной формы и вкладыши.
8. Мелки, карандаши.
9. Парные картинки, лото.
10. Набор со шнуровкой.
11. Пластилин.
12. Набор для игры в песок.

Ребенку этого возраста важно отображать действия с предметами: кормить, купать, причесывать куклу понарошку, возить машинку, строить дом, башню и пр.

Игрушки для ребенка около 3 лет:

1. Модель дома.
2. Пазлы - для составления целого из частей.
3. Фигурки животных с детенышами (можно лото «Найди маму»).
4. Кукольная одежда и куклы.
5. Детские ножницы, бумага.
6. Игрушечные часы.
7. Губная гармошка и др. музыкальные детские инструменты.
8. Солдатики и простое вооружение.

Рекомендуемые мультфильмы, фильмы:

1. Винни-Пух
2. Крокодил Гена.
3. Старые добрые советские мультфильмы по мотивам русских сказок, сказок народов мира, сказок Чуковского, Андерсена и др.
4. Мультфильмы православного семейного телеканала «Радость моя» - «Шишкин лес». После короткой регистрации в разделе Телепрограмма можно просматривать или скачивать мультфильмы текущей недели - по 3 выпуска каждый день.

Ребенок старше 2,5 лет уже может слушать аудиосказки - например, знакомые короткие русские народные сказки. 

1 - по книге Т.В. Скляровой, О.Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология»

Памятки по другим возрастам:
Возраст 0-1 г.
Возраст 4-6 лет
Возраст 7-11 лет
Возраст 12-14 лет (подростки)