Семинар для родителей 27.05.11 
духовник ДПЦ им. свт. Иннокентия Московского
Вместо предисловия
Мы сегодня собрались на семинаре, вопросы для которого родители передавали в течение всего учебного года.
Вероятно, многие родители, которые задали вопросы, предполагают, что на них можно сразу найти ответ. Наверно, это не совсем правильный подход, потому что ответить на вопрос в какой-то конкретной ситуации может только Господь. Мы же можем лишь наметить какие-то направления, важные основания, которые кладутся в решение тех или иных вопросов. Готовых рецептов быть не может, потому что Господь всегда творит нашу жизнь, но творит вместе с нами.
По педагогическим вопросам рекомендуется обратиться к педагогам Церковно-приходской школы. Мы же остановимся на духовных вопросах. Из знакомства с вопросами видно, что не все родители читают то, что уже имеется. У нас был в прошлом году семинар для родителей, материалы выложены на нашем сайте.
О детской исповеди
Ответы можно найти в докладе о детской исповеди (в том числе на вопросы: «Как найти духовника?», «Как часто с ним общаться?», «Возможно ли другое общение с духовником, кроме как на исповеди?»).
О посте ребенка
На вопросах о посте я не буду долго останавливаться, по этой теме рекомендую замечательную книгу «Ребенок и пост» священника Александра Дубинина, материал по ней есть на нашем сайте.
Когда день рождения ребенка выпадает на Великий пост, он всё равно ждет праздника. Стоит ли переносить день рождения, если неверующие родственники на это не согласны?
Так сделайте ребенку день рождения, что тут такого? Вы переживаете, чтобы он сохранил пост телесный - сделайте хороший постный стол. Разве ребенку в пост нельзя смеяться или радоваться?
Другое дело, если папа и родственники против поста для ребенка. Значит, вы не решили вопросы с другими взрослыми вашей семьи, родственниками, которых вы считаете нужным пригласить на этот день рождения. Тогда думайте: нужно ли приглашать, когда. Если приглашать, то вам нужно с ними выстроить такие отношения, чтобы вашего ребенка за пост не ругали. Это чисто взрослая проблема, межличностные отношения взрослых, с которыми надо разбираться.
Во время постов нужно ли ограничивать детей младшего (среднего) школьного возраста в питании?
Если в семье единодушие, мать и отец постятся - ребенок никогда не будет требовать что-то другое. Ему естественно быть вместе с мамой и папой. Ситуация осложняется появлением бабушки, дедушки, которые не хранят постов. Тогда нужно помнить, что ваша семья: вы и ваша «вторая половинка». Надо искать, как договориться с родственниками, донести до них, что пост важен для вас и для ребенка. Для ребенка такой вопрос не стоит. Если для взрослого это важно - то и для ребенка важно. А вот если взрослый в середине великого поста начинает говорить о том, как будет здорово, когда они наконец сядут за пасхальную трапезу, и обсуждает меню на Пасху - все, видно, что пост - это тяжелая обуза.
Поэтому не лишайте детей праздника дня рождения, но сделайте так, чтобы мировоззрение, которое вы исповедуете, никем не хулилось, чтобы ребенок не был свидетелем, как взрослые ругаются друг с другом, например, из-за поста.
О детской молитве
По поводу ежедневных молитв, молитвенного правила. Аксиома здесь такая: подходите со своими детьми вместе (или пусть ребенок сделает это сам) за благословением к духовнику. Какие молитвы читать, сколько читать. Духовник, который видит меру ребенка, всегда даст то, что нужно.
О семейной молитве: нужно ли вместе с детьми читать молитвенное правило взрослым? Очень мало таких семей, которые могли бы осуществить это прекрасное желание. Опыт общего молитвенного правила есть в Поселении, и то утром оно разделяется на взрослое и затем детское, потому что у всех своя мера. Вечером тоже есть такие дети, которые не могут все правило выстоять. Но у нас есть такая хитрость: дети знают, что после молитвенного правила они пойдут на крестный ход, а крестный ход они очень любят. Тогда они стоят. Они видят молящихся взрослых, которые не переминаются с ноги на ногу, а стоят как «свечечки», горят молитвой - тогда начинают стоять с ними дети. Если возможно создать такую молитвенную среду у вас дома, когда можно было бы специально зажигать лампаду или свечку и самим родителям стоять, как «свечечки». А потом после молитвы ожидалось бы какое-то совместное действие, например, папа помазывает всех маслом со Святой Земли или от угодника Божия, и это становится действительно значимым, очень трепетно происходит, - тогда возможно и ребенку быть вместе со взрослыми во время молитвы.
Но практика жизни показывает, что собраться всем в одно и то же время в одном и том же месте, всем к этому времени все сделать, дела свои уметь отложить, - в городских условиях практически невозможно. Поэтому не нужно настраиваться на такую высокую планку, а было бы хорошо, если бы внутреннее состояние ребенка к вечерней молитве было такое, чтобы он мог на эту молитву встать. То есть он бы успокоился, переоделся. Можно в кроватке это делать на коленочках перед иконами, которые у ребенка возле кроватки. Если несколько детей, то можно молитву возглавить взрослому, прочитать, например, правило св. Серафима Саровского, распределяя, может быть, для детей: кто-то прочитает «Отче наш», кто-то - «Богородице, Дево», то есть это всегда творческий процесс. Нужно все время смотреть, вопрошать у Господа - а какая мера моих детей? Потому что один из основных законов в подходе к молитвенной жизни детей таков: важно, чтобы у них после молитвы было ощущение легкости. Не во время молитвенного правила, когда нужно себя преодолевать и этому учиться, а после.
Молитва в храме, богослужение
Духовники рекомендуют: придите на 10 минут в храм, потом, в следующий раз, - на 15. Видите, что ребенок может стоять 15 минут. Задайте соответствующий настрой: давай мы придем всего на 15 минут, приложимся к иконам, постоим, поблагодарим Господа, а потом поцелуем снова иконы и уйдем. У ребенка есть план, он настроен быть в храме эти 15 минут.
А что хорошего бывает: приходят в храм родители, сами идут молиться, дети где-то бегают, играют на мобильных телефонах, друг за другом гоняются, или просто сидят, служба идет, а дети занимаются своими разговорами. Зачем это? Пусть лучше ребенок будет на службе, но то время, которое он сможет.
Что же тогда родителю делать, ведь он тоже хочет помолиться в храме? Ребенок - это же не довесок, не крест, это - благословение Божие. Значит, пока так. И поставьте и себе задачу - эти 15 минут гореть молитвой к Господу, а потом благоговейно поклониться и уйти, и Господь не спросит, почему вы не были на службе 4 часа подряд, нет. Он спросит - почему эти 15 минут не всецело были с Ним. Господу не нужна галочка, ему нужно сердце. И вполне возможно, что мера ребенка, который может выдержать в храме благоговейно 15 минут, - это и ваша мера. Если подумать, почему ваш ребенок только 15 минут стоит, почему он не может больше? Значит, родители не дали ему тех духовных сил, духовного стержня, который дал бы ему возможность стоять дольше, значит, и родители таковы. Главное, чтобы ребенок выходил из храма, и у него была легкость, такая тихая радость, и не оттого, что он может теперь быстренько побегать, а оттого, что он побыл в святом месте и он благодарен, что его здесь не «мариновали». Тогда у него будет благодарное отношение к Богу и Его святому храму.
Возникает вопрос: «Ведь у ребенка впереди осознанная церковная жизнь. Не получается ли, что мы не приучаем его заранее к терпению, долгим службам?». На самом деле, когда мы стоим в храме, мы учимся молиться, но у нас есть внутренняя задача: мы хотим научиться молиться. Что же делать, если ребенок будет годами только на 15 минут приходить, и потом его нужно уводить?
В церковно-приходской школе существует такая счастливая возможность, как семейное летнее православное Поселение. Потому что только в условиях, когда создается определенная молитвенная среда, у всех есть серьезное отношение к молитве, исключены соблазны (невозможно, чтобы помолился, а потом побежал и включил телевизор досматривать свой интересный сериал); когда после вечернего молитвенного правила совершается крестный ход и в нем участвуют все, потому что все хотят, всем это ценно, радостно, - в таких условиях, внутри такой среды ребенок начинает научаться преодолевать свои немощи.
Почему наши дети невнимательно, неблагоговейно молятся? Я уже об этом подробно говорил на семинаре О детской молитве. Хотелось бы подчеркнуть, что невозможно научить ребенка молитве вне Церкви, просто говоря «Стой и молись», или «Я с тобой помолюсь». Вне Церкви в современной ситуации ребенка не воспитать как молитвенника. То есть необходимо взять, изъять его из города, поместить в необычные условия (то, что делали раньше монастыри и была возможность у каждой семьи поехать в монастырскую гостиницу). Отсюда возникло горячее желание строить Поселение, где наши дети могли бы действительно учиться церковной жизни, где ребенок попадает в среду единомышленников, которые сами постоянно трудятся. Это «эффект огурца», который надо положить в бочку с остальными огурцами, тогда он просолится, а если будет рядом лежать, - ничего с ним не произойдет.
Городской приход - это где-то три пятых - «костяк», остальные - прохожане, зашли-ушли. Поэтому, когда есть возможность выехать в деревню, где храм, батюшка один, - это очень хорошо для ребенка, потому что он попадает как в маленькую православную семью, в среду, в которой он будет действительно загораться молитвенным духом.
Вывод: испрашивайте меру ребенка у духовника, сами «держите руку на пульсе», следите, чтобы у ребенка было чувство легкости после молитвы, чтобы не было насилия.
Если все остальное сделано (решена проблема своего места молитвы, у ребенка есть свой уголок, свой молитвослов), а нам приходится применять насилие, - значит, причины лежат в каких-то межличностных отношениях.
Как быть, если папа неверующий, или дедушка, бабушка? Если на взрослом уровне эти конфликты не решены, то больше старайтесь благодарить Бога за то, что ребенок хотя бы перекрестится, поцелует иконочку, что у него есть такие непосредственные проявления веры. Ребенок хочет быть со взрослыми всегда вместе, он хочет мира, его душа только и может жить в мире, поэтому он начинает пристраиваться. Это большая проблема, на ее решение уйдут годы. Но тогда, если в доме под одной крышей живет большая семья, и бабушка, и дедушка, неверующие родственники - мы не будем ставить «завышенных планок». Наше дело сеять, объяснять: «Вот давай как раз за бабушку помолимся, потому что кто же о ней позаботится». Душа ребенка страдает, надо к нему относиться с милосердием, нельзя заставлять. Но мы можем показать ему некую альтернативу, когда взрослые не ругаются и на почве веры не сталкиваются, а собраны в единодушии и все трудятся над своим внутренним миром. Это очень важная закваска для ребенка, ради этого уже на 3 дня стоит ехать в то же самое Поселение.
Что делать, если ребенок 10-14 лет формально или неблагоговейно молится? Искать причины в себе и в ваших отношениях с родными. Наша родительская задача, прежде всего, - дать ребенку живую веру, и тогда «проводником» в деле молитвы становится постоянное видение родителем Бога, Его действия в этой жизни и помощь ребенку тоже это увидеть. А что делать, если мы сами как родители этого не видим, если мы не даем оценку происходящему через призму промысла Божьего? Тогда мы спускаемся на нравственный уровень и либо осуждаем, либо игнорируем проблему. Душа ребенка очень сопряжена с душой родителя, открыта на нее. Когда ребенок рядом с родителем видит этот поиск воли Божией, он тоже начинает за внешними обстоятельствами видеть руку Божию. Тогда для него молитва - одно из моментов жизни, когда он также будет продолжать видеть Господа. Это, конечно, сложный вопрос, который касается сердцевины духовной жизни, веры, а мы пришли в основном из безбожия, поэтому нам, родителям, нужно прежде всего укрепляться в вере.
Когда ребенок становится на молитвенное правило, пусть самое минимальное, закладывается его благоговейная привычка не быть без Бога в какие-то моменты жизни. Сейчас эти моменты называются «утреннее и вечернее правило». Ребенок приучается. Он мало еще что понимает, осознает, просто знает - так нужно. Но это не родитель заставляет его, а так хочет Господь, Которого любят его мама и папа, любит и он сам в свою меру. Можно наблюдать, как детки, особенно у которых есть старшие братья или сестры, берут молитвослов «вверх тормашками» и тоже так молятся. Вот это самое главное сейчас - в душу ребенка входит необходимость вечером и утром посвящать время Богу. Потом, в течение всей жизни, это время будет раздвигаться, становиться больше, причем не в сторону молитвословия, то есть количества молитв, а в сторону постоянного памятования о Боге.
О послушании в храме, с какого возраста можно его нести. Конечно, ребенку в храме было бы легче чем-то заняться. Но мы не можем всех детей поставить около подсвечников, или направить их для помощи в гардероб, или в свечной ларек, чтобы они там сортировали записки. Послушание в храме для ребенка возможно после 4-го класса ЦПШ при условии, что он не только учится в церковно-приходской школе, но учится хорошо, получает рекомендации и учителя, и духовника школы.
Нужно ли заставлять ребенка ходить в церковь, в церковно-приходскую школу?
Надо побуждать, раскрывать красоту. Вы подумайте, если ребенок встретился с Церковью только как с местом, где нужно все время «стоять», то о Церкви у него самые нерадостные воспоминания. Ведь где жизнь в человеке? Она в сердце. Как он чувствует, так он и живет. Если ему радостно, значит, у него хорошая жизнь. Поэтому если Церковь ему не дала радости, полноты, какой-то глубины, мира, покоя, то с Церковью у него связаны негативные воспоминания, и он не будет туда идти.
Это опять вопрос среды. Представьте, если бы мы жили в деревне и дома были бы рядом - ситуация была бы совсем иная. Хорошо, что сейчас некоторые родители договариваются и отдают своих детей в один класс общеобразовательной школы, хотя бы по двое-трое в классе -это уже большое дело. Одна единственная альтернатива - наша крепкая Церковь. А церковная жизнь состоит не только из участия в богослужении, она очень многогранна, в ней есть вся обычная жизнь, которая освящена. Освящена чем? Чувствами и молитвой тех людей, которые эту Церковь составляют. Вот такое мы пытаемся сделать в Поселении.
Если после Причастия ребенок себя плохо ведет, можно ли наказывать его в этот день? Неужели вы ожидали, что ребенок после Причастия будет сразу себя как-то по-другому вести? Это неверно поставленные цель и ожидаемый плод. Потому что ребенок причащается не для того, чтобы стать нравственно лучше. Он может стать нравственно лучше, но тогда, когда у него будет повод. Этим поводом может стать его вера, любовь к Господу.
У нас в голове образы каких-то придуманных детей. На самом деле у многих детей, которые стоят в храме спокойно, просто темперамент такой, они так же спокойно стоят с мамой в очереди. А что делать с холериками, гиперактивными детьми? Они действительно не могут постоять 5 минут. Для чего причащается ребенок? Укрепляется дух, укрепляется вера при помощи родителей. Как родители могут помочь в укреплении веры ребенка? Если они сами в этот день постоянно вспоминали богослужение, по дороге домой вспомнили, какой отрывок из Евангелия читали, память какого угодника Божия сегодня празднуется, о чем говорилось на проповеди. Когда началось укрепление веры, тогда на этой базе ребенок уже может услышать, что Господу неугодно, когда он бегает в храме. Если ребенок пришел после Причастия и плохо себя ведет, это никак не связано с Причастием, нужно искать другие причины, и, конечно, в этот день не надо ребенка наказывать. А воспитание продолжается как в день Причастия, так и после, и до него.
Я часто рассказываю, как преподобный Гавриил (Зырянов) вспоминал, что в детстве он был очень непоседливым. Мама все время плакала от него. И эти материнские слезы сделали его другим. Он «доведёт» мать, а она его не укоряла, не била - она плакала. Может от бессилия, может, от такой слезной молитвы. Становилась на коленки и плакала. И он вспоминает - «меня крутит, крутит, бегаю, а потом сам приду, встану рядом на коленки - и сам плачу». Это к тому, что у всех разные темпераменты. Нельзя каждого сделать стоящим на камне преподобным в 10-12 лет. Отсюда - внимательно смотрите меру ребенка. Нам иногда кажется, чем больше - тем лучше. В духовной жизни это не так.
Воспитание девочек
Хранение для девочек постели, одежды и волос: с чем это связано, почему это важно? Действительно, есть в церковной педагогике такая аксиома: чтобы девочку воспитать целомудренной, нужны три вещи. У девочки всегда должна быть опрятная постель, опрятная прическа и опрятная одежда. Даже русский язык нам может помочь понять, почему так. Слово "распущенный", волосы распущенные и человек распущенный. Если вы видели, как рисуют ведьм, они всегда с распущенными волосами.
Хранение всех этих трех сторон жизни девочки - для одного единственного, который когда-то появится, для будущего мужа. Старец Валентин Мордасов даже не советовал, чтобы кто-то садился на девичью постель. Целомудрие, чистота - главное достояние православной девушки, одним этим она уже может спасаться, настолько это важно и трудно в условиях современного мира.
Не надо заставлять ходить девочку в платке в школу. Если мама ходит в платке дома - девочка тоже дома будет ходить, нет - не надо. Но нужно следить, чтобы у девочки всегда была аккуратная прическа, волосы убраны, платье чистое, всегда повешено, отглажено.
Раньше девочки с 7 лет начинали готовить, шить подвенечное платье. Конечно, то, что сделано такими трудами и предназначено только для «одного единственного», - ценилось. Отсюда такое благоговейное отношение к одежде. Мы все-таки настаиваем, чтобы девочки не ходили в штанах. Здесь вопрос не в удобствах, раньше ради удобства вообще штанов не носили. Дело в субкультуре, самоощущении себя как девушки, будущей жены, матери. Если эта грань размывается, то есть девочка может и подраться, и в штанах ходит, не отстает от мальчиков во всем, - потом ей крайне сложно любить, хранить верность. Все начинается с таких «мелочей».
Допустимо ли пребывание девочки в купальном костюме в бассейне, на общественном пляже, или лучше выбирать уединенное место, вообще воздержаться от купания? Все зависит от семьи. Есть семьи, в которых существует такая ценностная шкала, когда нецеломудрие видится уже в том, что человек выставляет части тела на всеобщее обозрение. Если есть такое мировоззрение внутри семьи, то они решают, что это не нужно. И только при особых медицинских показаниях дозволяют посещать бассейн.
Есть ситуации, когда девочке категорически не следует ходить в бассейн. Это когда блудная страсть уже видна в ней в детском возрасте. Другой ребенок и не заметит - придет в своей чистоте, лишь бы поплескаться. А тут будут глаза направо, налево, как я выгляжу, какой у меня купальник, как он все показывает или не показывает? Значит, надо найти другое занятие спортом, чтобы дать телу нужную нагрузку, чтобы она начала им владеть, управлять. Есть семьи, которые решили, что их отдых не может быть на пляже.
Иерархия в семье
Кто в семье главный, кому за обедом первый и лучший кусок? Если в гостях бабушка и дедушка, то кому в первую очередь подавать еду? Когда полная семья, сначала наливается отцу, потом матери, потом гостям, в конце детям, последнему - самому младшему. В каких-то случаях, когда пришли гости и надо просто с уважением к ним отнестись, вариант может быть такой - наливаете сначала папе, потом - гостям. Эти вопросы кажутся смешными, но через отношение к родителям у ребенка формируется отношение к Господу. Если, например, мать не трудится над формированием правильного отношения у ребенка к отцу, то потом у него будут большие проблемы в отношении к Богу. Нужно будет совершить титанические усилия, чтобы Бога, Отца небесного услышать как Отца, если ребенок не научиться правильно относиться к своему отцу. Поэтому отец всегда должен быть на первом месте.
А если пришли гости старше вас? Семья - это папа, мама и дети. Господь на семью изливает благословение через отца, не через дедушку. Другое дело - к вам пришел в гости батюшка. Тогда благословение на этот дом изливается через священника, ему первому и будет подаваться еда.
А если вы вашим семейством пришли в гости к бабушке-дедушке, тут дедушка главный.
Если взять патриархальную семью, где старшие - дед и баба, с ними живут их дети со своими детьми, и это единая семья, то есть все они объединены одним мировоззрением, - тогда и отец этого ребенка у своего отца на все дела всегда спросит «Батя, как благословишь?». Кто тогда старший в доме? Конечно, дед. И даже необязательно им жить в одном месте, приезжает такой дедушка из Саратовской области, а сын его еле дождался - столько вопросов надо вместе решить.
Если же старшее и среднее поколение не находится в единодушии, благословение изливается не через деда, а через отца. Или бывает такая ситуация, когда бабушка и дедушка верующие, а среднее поколение - нет. Через кого изливается благословение на детей в таком случае? Да, не через дедушку и бабушку, а через родителей ребенка, хоть они и неверующие.
Как объяснить дедушке, почему не ему первому подали еду? Думайте, находите слова. Но если это сделано без дерзости, с внутренней силой, когда вы верите и знаете, что делать надо так, то обычно вопросов не возникает.
Что делать, если приходится оставлять детей летом с неверующими бабушками, дедушками. Есть программа-максимум и программа-минимум. Программа-максимум - воспитывать ребенка отцу и матери, не прибегая к помощи своих родственников. Но очень часто это исполнить нельзя, приходится обращаться за помощью. По Божьему промыслу, потому что иногда родители говорят: «Я сам все знаю, сам воспитаю». Тогда находится бабушка, которая немного их спесь сбивает, - разные бывают ситуации. Сейчас мы разбираем ситуацию, когда ребенок остается погостить у невоцерковленных дедушек и бабушек. Ни дедушки, ни бабушки не будут в полноте отвечать перед Богом за воспитание ваших детей. За детей всецело отвечают их родители.
Смотрите, дорогие мамы, на свое сердце. Сможете ли вы вот так оставить ребенка и поехать заниматься своими делами? Если вы так можете делать спокойно, и у вас есть какая-то альтернатива, надо смотреть, что с вашим сердцем. Будет ли правильно, что мы в угоду тому, чтобы ребенок находился на воздухе (что тоже очень важно), будем отдавать его в место, где ребенка заведомо сделают безбожником. В таких ситуациях, думаю, ни в коем случае так поступать нельзя.
Если бабушка, дедушка невоцерковленные, то есть они будут возражать против поста ребенка, молитвы - это одно дело, вслушивайтесь в себя, какая мера. А если явно воинствующее отношение - надо подумать, «стоит ли овчинка выделки», отдавать ребенка, чтобы его потом «реанимировать» в течение полугода. Или когда ребенок брошен, предоставлен самому себе. Природа - хорошо, но в компании его такому научат! Что же делать? Как создать среду взрослых с едиными ценностями, чтобы была общая церковная среда? На это надо жизнь положить. В отпуск не на море ехать, а строить дом, где потом будут расти ваши дети. Это правильный вклад. Время идет, приходит подростковый возраст, когда ребенка уже не управить, «поезд ушел». Приходит подростковый возраст, начинаются проблемы. Они и так начнутся, но если закваска была правильной, ребенку можно будет эффективно помочь.
Послушание в семье, семейные обязанности
Как научить ребёнка быть послушным? Я сам бы хотел, чтобы мне кто-то дал универсальную подсказку, которая работала бы в каждом случае. Но таких подсказок нет. Есть связь: если ты послушен Богу, если ты сам в послушании, то тогда ты этому можешь научить ребенка. Тогда проверьте, дорогие родители, у кого вы находитесь в послушании? И часто может оказаться, что ни у кого. Мыслится: вроде вот, начальник, я же слушаюсь его. Послушание - это когда с доброволием, согласием и радостью. Начальник сказал: отсекаю все помыслы, недовольство, тружусь над тем, чтобы принять это как благословение Божие, иду и делаю. Тогда это послушание и ему можно научить ребенка. А если делаю, но под нажимом, с недовольством, - все это считывается. Приходите домой с работы, ребенок на вас посмотрел, на самом деле он чувствует: у вас в душе большими буквами написано: «непослушание». И ребенок пошел дальше тоже так же делать.
Бывает, что не разобран вопрос послушания жены мужу. Большой, серьезный вопрос. Должно ли оно быть? В каких случаях? Но это уже отдельный семинар. Очень часто бывает, это видно по современным семьям, когда жена не находится в послушании у мужа. Наоборот, она построила ситуацию так, что он всегда ее во всем слушается. И ему удобно, и ей тоже хорошо. Как ждать тогда от ребенка послушливости?
А если неполная семья - кого тогда слушаться? Значит, все равно надо найти свое послушание Богу через духовника, через какое-то дело в Церкви. Нужен такой человек, которому вы будете послушаться. Послушанию невозможно научить, просто рассказывая - вот, надо делать так-то и так-то. Надо самому становиться послушником Богу через кого-то, и тогда здесь возможен успех. Иначе ребенок сначала будет слушаться вас неосознанно просто потому, что вы его мама и папа, потом по доверию, потом по зависимости, потом по страху, а потом в итоге все это закончится тотальным непослушанием, когда придет возраст 15-16 лет. А если вы духовника не слушаете - не думайте, что что-то получится. Наши дети, они же обнажают все наши немощи, и даже если мы бегаем от этой правды видения своих немощей, то рано или поздно дети нам все «покажут».
Об обязанностях в семье. Безусловно, воспитание ответственности необходимо, и у каждого члена семьи должны быть обязанности. Если есть обязанности домашние у мамы и у папы, то они с относительной легкостью - лень всегда надо преодолевать - перенимаются детьми. А если папы нет дома сутками, и сыну говорится о том, что он должен мыть посуду, или по хозяйству там что-то делать, скорее всего, будут сложности. Потому что нужен образ, образец. Воспитание идёт через подражание, слышание правды этого поступка. А если папа лежит после работы на диване, а мама заставляет сына мыть посуду, а папа этого никогда не делает, потому что «не мужское это занятие». Причем это может даже никогда вслух не декларироваться, но мальчик слышит: «Не мужское это дело». Поэтому как ему можно мыть посуду, это просто издевательство! - думает он.
О подростковом возрасте
Придет возраст подростковый, когда ребенку будет трудно соглашаться на все, что вы ему предлагаете. Он должен будет провести в себе ревизию и решить: вот это, что у меня было в жизни, оставляю, я буду ходить в храм, молиться - это он должен заново в себе решить. Но если он приучен с детства, то даже пусть он скажет «Господи, помилуй» в свои 14 лет, когда он ложится спать - это уже хорошо, дорогие родители. «Что это он там не стоит с молитвословом на ночь, не молится?» - спрашивают родители. А вот сколько заложили в него в детском возрасте до 12 лет (см. семинар О детской молитве), так оно и будет проявлять себя в 14. И он скажет «Господи, помилуй» и уснет, потому что за плечами такой эмоционально насыщенный и даже тревожный, опасный, может быть, даже для его физической жизни день, и он его прожил.
Подростковый возраст - зачем он устроен Богом? Примерно с 11 лет ребенок начинает ощущать себя личностью. Это значит, что он слышит в себе свободу, свободу поступать так, а не иначе. Раньше он делал, потому что мама сказала, потому что так хорошо. А потом у него все это начинает подвергаться сомнению. Он как бы говорит: «Я хочу поступить так, но поступить свободно, чтобы я так решил. Я хочу помыть посуду, потому что я так маме помогу, но я должен на это сам решиться. И когда меня унижают и говорят: «Нет, ты все равно будешь мыть посуду!» - я тогда отстаиваю свое право свободы».
Что было бы, если бы не было этого возраста? Тогда все потомки не могли бы быть независимы от своих родителей и воспринимали бы все их грехи, им бы передавалось все злое, что накопил род. Если бы не было свободы по отношению к роду, который передо мной, я бы не смог тогда поступить наперекор этому роду, а ведь в этом роде есть не только хорошее, но там очень много зла. И как бы мы с вами тогда из безбожного прошлого вышли? Ребенок восстает, он чувствует себя иным, чувствует свою уникальность, «непохожесть» ни на кого. Дети «вскрывают всю нашу подноготную». Это зеркало, которое показывает нас самих. И вот как раз задача возраста - не уничтожив, не сломав в нем слышание свободы, эту свободу помочь направить на выбор добра. Что для этого сделать? Заранее подготовиться: в возрасте младенческом, дошкольном, создать среду воспитующую, церковную, среду верующих сверстников.
Как поступать, если дети подросткового возраста не желают идти на богослужение?
Трудно уже что-либо делать в этом возрасте. Наказывать? Не пойдет, еще больше взбунтуется. Лишать чего-то? Тоже неправда. Мы сами-то часто с удовольствием, с радостью ли бежим на богослужение? Вопрос очень болезненный. Поэтому в старшем школьном возрасте старайтесь больше благодарить Бога за то, что есть. И, конечно, с ребенком нужно устраивать такие отношения, которые бы он ценил. Должно быть то, ради чего он будет себя преодолевать. Сейчас философия кнута и пряника мало где работает, потому что они настолько пряниками перекормлены везде, что даже удивляешься иногда - надо наказать ребенка, а с него «как с гуся вода». Он все равно знает, что на следующий день он пойдет в школу, и эти несколько часов без родителей будет делать все, что хочет. Поэтому с детьми подросткового возраста нужна уже большая мудрость. К подростковому возрасту должны сложиться крепкие, доверительные отношения с родителями. Если их нет - остается только покаяние: «Господи, прости меня за то, что я время упустил», и молитва за чадо, о том, чтобы хоть что-нибудь осталось. Диавол похищает наших детей, если они вовремя нами не были удержаны. И опять возвращаюсь: я вижу, как сейчас в условиях современного города трудно крепкую веру в ребенке воспитать. Это либо какие-то особые избранники Божии, или чудеса. Это, может быть, один на тысячу. А так наши дети все в эту «машину» попадают, которая перемалывает их, «машину» соблазна, бездуховности, безбожия, сытости.
Что можно противопоставить?
Только Церковь. А Церковь - это единство верующих людей, это мы с вами, вы - Церковь. И какие будете вы, такие будут ваши дети. Я очень рад, что сейчас активизируются родители, что в нашем приходе есть Семейный клуб, что родители собираются, думают, как показать нашим детям иную жизнь.
Каким духовническим опытом можно поделиться? Детям, которые, например, приезжают в Поселение, бывает трудно. Но очень часто мы видим, что под конец дети спокойно стоят в храме на богослужении два, три часа. Они присядут, но они не говорят друг с другом, по храму не ходят, возле храма не бегают. Что происходит с детьми? А они попали в иную среду, возник вот этот эффект «соленого огурца». Есть у нас такая возможность поехать в Поселение - будем ей пользоваться. Нет - будем уповать на милость Божию.
Подростки в Поселении, лето 2011 г.
Дети, которые пожили в Поселении, при условии единодушия, участия родителей в этом процессе, сейчас, в подростковом возрасте, - в Церкви. В свое время я как отец, конечно, был озабочен воспитанием своих детей, поэтому я на 3 месяца уезжал за город, каждую неделю приезжал в приход на электричках - по 4,5 часа в один конец. Вы же, как родители должны жить жизнью своих детей, да? В этом же любовь? Собой пожертвовать, чтобы что-то получилось. Иначе наши дети вырастут и спросят: «Почему вы не создали нам условий, чтобы мы приняли веру как свою? Почему вы «дали нас на откуп» вот этим соблазнам и этой среде, почему вы нас туда бросили?». Что мы ответим?
Вопросы родителей, участников семинара
Если территоия храма - не место бега и шумных игр, когда же ребенку общаться с теми детьми, которые ходят в храм? Для этого общения родители объединяются в Семейный клуб. Ходите друг к другу в гости. Совершенно верно: ребенок замечает, что без общения мы и не община. Что можно сделать (программа-максимум)? Ребенок сходил на службу, а потом он знает, что со своими же ребятами, только в другом месте и по другому поводу встретится, и будет играть, шуметь и баловаться, а как же не баловаться-то ребенку? С кем-то ребенок сдружился. Договоритесь, пойдите погуляйте с ними в Сосновку. Покажите, что церковная жизнь многообразна, она может состоять из многих событий.
![]() |
![]() |
Семейный клуб. Поздравляем именинницу |
Игра |
Как поступать в ситуации, когда возникает конфликт между взглядами родителей на воспитание ребёнка и взглядами на эту проблему дедушек и бабушек? Да, это сложная ситуация, и она не единственная. Я хотел бы обратить внимание, что мы, став христианами, очень боимся конфликта отцов и детей. Напряжение растет, основные противоречия не выяснены, точки над «i» не расставлены. Мы понимаем, что это наши родители, мы должны исполнять 5-ю заповедь. Блаженный Феофилакт, толкуя эту заповедь, говорит, что родители должны быть как боги для детей, поэтому 5-я заповедь и стоит на переходе заповедей по отношению к Богу и по отношению к ближнему. Мы, родители, должны научить детей почитать в лице родителей Бога.
Я вам хочу рассказать историю про семью, которая попала в аналогичную ситуацию. Когда возник конфликт в воспитании детей, семья, глубоко перестрадав, пошла на разрыв. Но этот разрыв понимался не как обида, а как единственно дозволенная мера, чтобы начались формироваться новые, правильные отношения между взрослыми. И тогда старшее поколение, дедушка и бабушка, увидели всю серьезность этой молодой семьи, потому что раньше серьезно они их как родителей не воспринимали. Дошло до серьезного конфликта, на несколько лет прервалось их общение полностью. Но потом, удивительно, начали формироваться новые отношения. Ведь у них тоже есть любовь, у дедушек и бабушек, к внукам, хотя на ней много-много «напластований». Потом на этой любви формируются отношения между взрослыми, которые говорят: «Давайте воспитывать, но делать это в едином духе». «А мы не хотим так»,- отвечают дедушки и бабушки.
«Тогда воспитывать будем только мы».
Прошло 4 или 5 лет, и вот теперь дедушка и бабушка относятся с уважением к родителям, спрашивая, можно ли принести ребенку тот или иной подарок, дать карманные деньги, вести туда-то. Ситуация вся управилась, они теперь лучшие друзья, ходят друг другу в гости, есть взаимопонимание. Я не даю вам ответ на ваш вопрос, но показываю, что и такой путь возможен, в нем тоже есть правда.
Нужно ли отдавать ребёнка в православную гимназию?
У нас, официально, в Санкт-Петербургской епархии нет ни одной православной гимназии. В Москве более 10, у нас - ни одной. У нас есть школа народных искусств, православно ориентированная, есть некоторые частные школы. Но на самом деле, если создать такую православную гимназию, то будут совсем другие проблемы - фарисейства, лукавства. Поэтому иногда легче духовнику в контексте обычной жизни решать обычные проблемы, чем проблемы такого изощренного характера в православной гимназии.
Здесь только одно исключение: если в семье отец неверующий, мама верующая, и идет постоянно противостояние, ребенок теряет веру, то в этом случае даже рекомендуют учиться в школе, где у ребенка есть возможность увидеть такое количество взрослых, которые исповедуют православную веру. Если же сама семья крепкая, муж и жена находятся в единомыслии и единодушии, то основной, площадкой воспитания является семья, и ребенку лучше через образовательную школу, обыкновенную, научиться жить в этом мире и быть христианином по- настоящему. Находите православных друзей, тех, с кем вы вместе пойдете в один класс, это самый лучший вариант. На самом деле, родители все разобщены в школе. И когда классный руководитель встретится с двумя или с тремя православными, это будет реальная сила, которая очень много может сделать.
Как бабушка, дедушка могут поддержать авторитет родителей у ребенка, если родители неверующие, и у них не получается выстраивать свой авторитет?
Пусть ребеночек все время слышит от бабушки, что маму надо любить, маме надо помогать, маму надо слушаться. Старайтесь, чтобы вы это говорили не в плане «пиления» такого, а как бабушка, которая все закладывает с добром. Бабушка - это мудрость, которая от большой любви закладывает какие-то важные основания в детскую душу. Наше дело сеять, а уже взращивать будет Господь.
Как объяснить, чтобы дети не клеили себе «татушки», которые они находят в конфетах, получают от учительницы в школе? (Вопрос бабушки)
Давайте подумаем, почему татушки могут нравиться? Это можно по глупости сделать или по подражанию. Если нравится - значит, такая эстетика, есть такие кумиры, которых они видят по телевизору. Другое дело, какие в семье ценности. В семье есть слово родителя. «Нет» и все.
А если ребенку хочется быть, как все?
Если бабушка не разрешает, а мама разрешает, значит, татушки будут! И если папа сам клеит - тоже будут. Вы должны услышать: «такого папу благословил Господь». Это отец. И внучка отработает всей своей, может быть, жизнью все те неправильные воззрения, которые ей достались от отца. Нельзя от родителя отказываться. Родители могут быть благословением Божиим, а могут быть и крестом. И понесет ребенок всю жизнь тот крест, который был в лице его родителей.
Не хотелось бы на такой грустной ноте заканчивать, потому что, конечно, Господь сильнее всех этих детских запечатлений. Будем верить Господу, доверять Ему, надеяться, любить Господа всеми своими силами и будем для детей устраивать не «счастливое детство», как нас учили, а постараемся сделать детей наших верующими, любящими Бога и Его Церковь. А для этого надо потрудиться. Сейчас такое время, когда нам можно трудиться, это же счастье большое. Хочешь - устраивай православный лагерь, хочешь - организовывай паломничество десятидневное на велосипедах куда-нибудь в Архангельскую губернию. Празднуйте именины, ходите друг к другу в гости. Наши дети увидят, что в православии есть жизнь, а не только одни запреты. Вот дадим им жизнь, тогда можем и запретить. Вот когда девочка, которая с татушками, увидела бы, как красиво ходить в этом длинном прекрасном платье, - она быстро бы стерла татушку. А если мы не дали ей это платье, образно говоря, то татушки для неё - самое красивое из того, что может быть. Сначала дай, а потом спроси.