Подвиг святой равноапостольной княгини Ольги 
Равноапостольный - именование святых, которые особо прославились проповедованием Евангелия, обратили целые народы в христианскую веру, основали национальные церкви.
В Православии равноапостольными именуют святую Марию Магдалину, святую первомученицу Фёклу, мученицу Апфию, святого Аверкия, епископа Иерапольского, святых царя Константина и мать его Елену, святую Нину, святого Патрика, святого Бориса, крестителя Болгарии, святых Кирилла и Мефодия, святых князя Владимира и княгиню Ольгу, святого Николая, архиепископа Японскому.
***
Языческое имя Ольги (Хельга) означает «святая».
Христианское имя святой Ольги - Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения её духа.
***
Составители "Степенной книги" (1560-1563 гг.: «Степенная книга» - грандиозный исторический проект эпохи Ивана Грозного, выдержана в духе концепции Москва - третий Рим. В ней утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти, связывается происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявляются киевские, а затем владимирские и московские князья) поместили житие княгини на первом месте - вне степеней.
Без ее предварительных трудов по христианизации Руси не была бы возможна быстрая победа христианства при св. Владимире.
Именно через Ольгу Русь усвоила традиции Восточной Церкви (из Византии). Это было промыслительно, и орудием промысла Божия выступила она, первая русская святая, равноапостольная.
Такие черты ее духовного облика, как мудрость, спокойствие, способность к молитвенному подвигу, к государственному и культурному творчеству, навсегда определили архетип русской святости.
ПВЛ (через 140 лет после кончины Ольги): Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.
Происхождение
Жизнь Ольги историкам и богословам приходится реконструировать по крупицам, сведений очень мало.
Вот что известно о происхождении Ольги. Родом она с Псковщины. В IX в. небольшое торгово-ремесленное поселение Псков не было еще великим городом. Неподалеку, по реке Волхов, проходила главная магистраль пути из варяг в греки. Ею пользовались греческие, арабские и норманнские купцы, а порой появлялись на своих грозных ладьях отряды викингов.
Общерусское правительство князя Олега стремилось контролировать весь путь из варяг в греки. Для этого требовались таможенные чиновники, воины сторожевых отрядов и начальники переправ, набиравшиеся в основном из варягов. Одним из представителей этой военно-торговой аристократии был отец Ольги, варяг, заведовавший переправой в Выбутской веси. Там и увидела свет будущая равноапостольная святая.
Ольга с детства общалась с разными людьми, представителями разных религий. Многое запомнилось, усвоилось.
Ольга представляет собой особый тип женщины, который можно определить как «вещая дева». Такова потом Феврония Муромская, таковы св. блаженные Матрона Московская и Ксения Петербургская. Господь будто непосредственно говорит с ними, открывая заранее свой промысл. Они «ведают», «слышат» то, что будет, наперед; знают о том, о чем естественным образом узнать невозможно, только сверхъестественным. Эти женщины богодухновенны.
Встреча с Игорем и замужество
Легендарное сказание "Степенной книги" так рассказывает о встрече князя Игоря и Ольги. Молодой князь (примерно 22-25 лет) забрел во время охоты в псковские леса и захотел переправиться на другой берег реки Великой. Итак, Игорь кликнул лодку, что была неподалеку. Уже сидя в ней, князь обнаружил, что перевозчик - красивая девушка. Князь стал домогаться ее и получил мудрую и резкую отповедь, с угрозой утопить и себя, и князя, если тот вздумает применить силу. Пристыженный Игорь уехал, а вскоре прислал к целомудренной Ольге сватов.
Согласно же Повести Временных Лет, на красоту и ум Ольги обратил внимание во время одной из своих поездок в Псков Олег.
Как бы то ни было, в 903 г. устроился брак Ольги с князем Игорем (дата ПВЛ). Ольга, видимо, не была ни первой, ни единственной женой Игоря, но сразу стала любимой. Так что "име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше".
Мудрость Ольги сыграла весьма важную роль в становлении русской государственности и при выборе веры.
Интересы купцов и дружинников
В те времена в Киеве было уже немало христиан, была церковь св. Илии. Но в основном его населяли все-таки язычники. Христианами были в основном купцы варяжского и славянского происхождения, язычниками - силовики (дружинники князя, воины). Соответственно одни и другие лоббировали свои интересы: купцы-христиане были за мир с Византией и за взаимовыгодные отношения с другими народами, использовавшими великий водный путь из варяг в греки. Воины-язычники были настроены радикально: Русь и только Русь должна владеть великим путем, Византию надо поставить на колени перед собой, расширять территории, безжалостно уничтожая всех непокорных.
Мудрая Ольга, еще не будучи христианкой, поддерживала партию купцов. Она как женщина хотела мира с другими народами, интеграции культур, взаимопонимания. До поры до времени ей удавалось влиять на князя Игоря и отговаривать его от военного экстремизма. Но у них подрастал сын Святослав, который с детства жил военными походами и мечтами о том, что Русь станет владычицей мира.
Партия Ольги и партия Святослава: византийские авантюры
И вот Святослав возмужал, отец стал считаться с его доводами. У них появились «мужские» дела. Видимо, с подачи сына в 941 г., когда истек срок русско-византийского мирного договора 911 г., Игорь собрал мощную армию и двинулся на Константинополь. Сколько было тогда Игорю? Лет 65. Святославу? Видимо, к 30. Они оставили жену и мать, княгиню Ольгу, присматривать за Киевом, а сами ушли в поход. Разоряя все на своем пути, русы в своих ладьях дошли почти до Цареграда. Однако у местечка Иерон на Босфоре, применив наводящий ужас "греческий огонь", византийцы разгромили флот Игоря.
В 943 г., Игорь, подстрекаемый Святославом, снова собирается в поход на Византию: "Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя". Войско было настроено решительно, ясно, что реванш был не за горами.
Дойдя до Дуная, Игорь остановился и вступил с греками в переговоры о мире. Те обещали денежные подарки и возобновление выплаты дани; но что это было в сравнении с полным разгромом Византии?
Почему же изменились планы Игоря? Видимо, в скрытой борьбе за влияние на него победила партия мира, возглавляемая Ольгой.
Кончина Игоря
Почти сразу по заключении договора (944 г.) алчные дружинники втянули Игоря в новую авантюру. Позавидовав отрокам воеводы Свенельда, которые "изоделися суть оружьем и порты", воины побудили князя обобрать древлян. Взяв с них немалую дать, Игорь решил, что что-то у них еще осталось. Он отпустил дружину: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". Но древляне во главе со своим князем Малом решили, что дешевле будет избавиться от Игоря, чем потворствовать его жадности. Безрассудный князь нашел ужасный конец в лесу под Искоростенем. Его разорвали надвое березами, не удостоив даже приличных похорон. Ольга и Святослав в это время были в Киеве.
Месть Ольги
По языческим правилам победитель является наследником побежденного. Древлянский князь Мал решил не отступать от традиции, завладеть престолом (киевским) побежденного Игоря. Но при наличии вдовы взойти на княжеский трон можно было, только женившись на вдове. Мал готов был на это и отправил к Ольге 20 сватов-парламентариев.
Тогда еще не христианка Ольга прекрасно знала языческие обряды и обычаи, согласно им и действовала. Она начала со сватами ритуал свадебной игры: жених получает невесту, только отгадав ее загадку, в противном же случае лишается головы. Ольга обещала особенно «почтить» сватов, и они не почувствовали подвоха. Между тем это была первая Ольгина загадка: "почтить" кого-то по-славянски означало и "оказать честь" и "отомстить", "убить". Древляне не додумались правильно истолковать обещание княгини.
Далее Ольга велела им: "Ныне же идите в свою ладью и ложитесь в ладью с гордостью, а утром я пошлю за вами, вы же говорите: ни едем на конях, ни идем пешком, но понесите нас в ладье; и вознесут вас в ладье". Послы восприняли это как часть обряда сватовства, когда сваты, чтобы обмануть злых духов, приезжали "ни пешком ни на лошади", "ни днем ни ночью". Они не учли того, что ладья была традиционной погребальной принадлежностью славян и скандинавов. В ладье прямо до могилы - глубокой ямы - донесли Ольгины воины сватов и похоронили там.
Далее Ольга прислала древлянам требование отправить в Киев 50 лучших мужей в качестве сватов. Этим она предложила для начала пойти в баню. Они приняли это за заботу, не подумав, что так обмывают покойников перед преданием погребальному огню. Ольга сожгла их в бане.
После второй мести Ольга собралась пойти на древлян сама и уничтожить их на месте. Велела им приготовить богатое угощение для тризны по Игорю, которая перейдет в свадебный пир. Вот только не поняли древляне, что тризна эта будет по ним, кровавая и страшная. Все получилось, как задумала Ольга. Древляне упились хмельным медом, и киевские воины их перерезали, как цыплят.
Сколько тогда лет было Ольге? По крайней мере за 50, если она в 903 году вышла за Игоря. Почему она так поступила? Дерзну предположить: она прекрасно понимала, что не ее красота и пылкая влюбленность в нее стали причиной сватовства Мала. Ольга знала себе цену, знала, что она - пожилая женщина, у которой взрослый сын, будущий властитель Киевской Руси. Пока она не могла доверить ему управление государством, поскольку не доверяла его военным амбициям, считала провальной политику, проводимую им, предвидела его бесславную кончину, надеялась как-то скорректировать его судьбу. В ее планы не входило передавать правление Малу, убийце мужа. Ольга все еще была язычницей: коварной, хитроумной, хладнокровной. И проделала с древлянами то, что проделала.
Расправившись с древлянами, Ольга вернулась в Киев. Но, вероятно, поняла, что они отомстят. И тогда вернулась, осадила Искоростень и сожгла город. На этом дело было сделано: князь Мал и его дружина, все - мертвы. Врагов, претендующих на киевский престол, не осталось.
***
Ольга снова вернулась в Киев. И тут... встал вопрос о ритуальном убийстве вдовы и сжигании ее на жертвенном огне.
Ольга выбирает жизнь - Христа
Есть такая гипотеза, которая кажется правдоподобной. Партия дружинников-язычников ждала от княгини, что она отправится вслед за своим господином. Правда, по-видимому, у Ольги оставалась свобода маневра, поскольку тело Игоря не было доставлено в Киев. Об этом ничего не известно. А может быть, княгиня, не желавшая отправляться вслед за супругом, все предусмотрела и сама отказалась от мысли привезти его останки на родину?
От Ольги ждали решения, и она мучительно раздумывала, как избежать ритуального самоубийства. Уходить из жизни ей было нельзя: не оставить любимого Святослава; да и месть древлянам обеспечивает адовы муки по ту сторону земной жизни. Ольга помнила рассказы тех людей, с которыми общалась в детстве. Их вера различалась. Но иудеи, мусульмане, христиане - все говорили о суде над душой и ее определении по результатам земного пути. И Ольга им доверяла: разные, они сходились в одном - преступнику место в аду. А то, что она сделала с древлянами - преступление.
В Ком мы ищем утешения в минуты отчаяния? Во Христе. И Ольга обратилась к Нему. Все, что произошло с ней за последнее время, было промыслительно - обстоятельства гибели Игоря, дикая расправа с древлянами и раскаянье, боязнь адовых мук, направляли Ольгу в сторону христианства. И она сделала выбор - за себя и, фактически, за всю Русь.
***
Нужно было ехать в Царьград, чтобы, крестившись там, получить поддержку не только киевских христиан, но и Византии.
Крещение
Летом или осенью 944 года св. Ольга прибыла в Константинополь ко двору императора Романа Лакапина (ПВЛ датирует крещение Ольги 955 годом, приписывает его Константину Багрянородному, но историки доказывают, что это не так). Император принял ее с радостью: хорошо иметь Русь в союзниках. К тому же император был вдов и решил жениться на княгине: почему бы не расширить таким образом границы империи?
Ольга, как и в случае с Малом, все отлично понимала. Но не могла отказать прямо: ей нужна была уния с Византией; однако в планы ее не входило превращать Русь в периферию Римского царства. Она со свойственной ей прозорливостью видела в Руси преемницу Царьграда. Так все и выйдет, но не скоро.
А пока Ольга дала Роману весьма остроумный ответ: я язычница, окрести меня, будь моим восприемником, потом поговорим о браке.
Роману и в голову не пришло, что женщина, да еще всю жизнь прожившая в язычестве, может знать тонкости церковных установлений. С чего бы? Но Ольга, конечно же, изучила предмет, с которым предстояло иметь дело. Она изучила установления веры, в которой предстояло жить ей и ее потомкам во всех коленах. С другой стороны, Роман сам мог не знать о невозможности брака между крестным и крестницей. Рядовой матрос, достигший царской порфиры, "господин Роман василевс был простым и неграмотным человеком, не принадлежавшим <...> к тем, кто с самого начала следовал ромейским обычаям..."[писал о нем Константин Багрянородный].
Соглашение было достигнуто, и вскоре в Святой Софии Константинопольской император Роман и его сын патриарх Феофилакт крестили Ольгу с именем Елены, как мать Константина Великого. В этом имени заключалась целая программа действий по обращению Руси в христианство. Патриарх обратился к святой княгине со словами, которые можно назвать Благовещением русскому народу: "Благословенна ты в женах русских, ибо возлюбила свет, а тьму оставила. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих"[ПВЛ]. Св. Ольга стояла "аки губа напаяема", вникая в заповеди христианской веры и в начала нравственного учения. Внимая наставлениям Патриарха о молитве, посте, воздержании и соблюдении церковного устава, она особенно близко к сердцу приняла требование щедрой милостыни. Именно с Ольги начинается характерная для русского христианства традиция сочетания рачительного государственного управления с широко поставленной благотворительностью.
Союз с Византией
После крещения Ольги, как она и рассчитывала, выяснилось, что брак между ней и Романом невозможен. Роман "дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные" и нарек Ольгу своей "дщерью". До этого император считался крестным отцом только у болгарских василевсов. Теперь русские правители с последнего места в системе международных отношений империи, определяемого титулом arcwn, переместились на первое - uióV basilewV. Роман Лакапин, последовательно теснивший слабеющее Болгарское царство, хотел передать его роль в содружестве могущественной и к тому же отделенной от империи большим расстоянием Руси.
Св. Ольга отправилась на прощальную беседу с Патриархом. Она преподнесла Святой Софии в дар драгоценное блюдо, возможно, взятое из императорских подарков. В 1252 г. его еще бережно хранили в Константинополе, где его видел русский паломник Добрыня Ядрейкович, будущий архиепископ Антоний Новгородский. Он писал: "Блюдо велико злато служебное Олгы Руской, когда взяла дань, ходивше к Царю-городу. Во блюде же Олжине камень драгий, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлют печати людие на все добро; у того же блюда все по верхови жемчугом учинено". Св. Ольга сказала Патриарху: "Люди мои и сын мой язычники - да сохранит меня Бог от всякого зла". Патриарх успокоил ее: "Чадо верное! Во Христа крестилась ты и во Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил <...> Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит Он от козней дьявола и от сетей его".
***
Ободренная Патриархом, св. княгиня вернулась в Киев, где ей предстояла нелегкая борьба с язычниками за власть и за судьбу христианства на Руси.
Киевское княжение, уроки и погосты
По прибытии в Киев Ольге удалось убедить сына, что наживать себе врагов в лице императора и всех киевских христиан небезопасно. Перед лицом войска варягов, пришедшего из Византии с Ольгой, Святослав предпочел уступить. Он надеялся на скорую смерть уже пожилой матери. Но св. Ольге Бог отпустил еще четверть века, из которых 15 лет она была единоличной властительницей Киева.
На княгиню обрушились государственные заботы, которые она искусно совмещала со служением Благой Вести. Трагедия с убийством Игоря показала, что неупорядоченность налоговой системы способствует грабежу и мятежу, а сама возможность убийства князя свидетельствовала о слабой централизации государства. Нужны были реформы.
И св. Ольга объезжает всю Русь, устанавливая "уроки и погосты" - размеры (понижая их) и места сбора дани, укрепляя свою власть в отдаленных местностях. На погостах Ольга ставила закладные кресты - чтобы впоследствии здесь возведены были храмы. Христианское милосердие наложило печать на всю деятельность св. Ольги. Она объявляла об уменьшении ставок дани именем Христа, и сердца людей раскрывались навстречу ее благовествованию. Не с мечом и воинами приходила она к своим подданным, но с добрыми вестями, даря им надежду, призывая к вере. Люди крестились, воодушевленные словами княгини. Позднее Иаков Мних в похвале св. Владимиру будет описывать, как она жила, "украшаясь милостыней, одевая нагих, напояя жаждущих, призревая странников и милосердие проявляя ко всякой вдовице и сироте и нищей, и давая каждому потребное с тихостию и любовью сердца".
По словам "Степенной книги", Ольга "обходящи грады и веси по всей Русстей земли, всем людям благочестие проповедая и учаше их вере Христове <...> дани и оброки легки уставляющи, и кумиры сокрушающи, и на кумирских местах кресты Христовы поставляюще".
Доподлинно неизвестно, насколько широк был размах миссионерской деятельности св. Ольги. Проповедь ее, несомненно, была повсеместной. Однако уничтожение языческих капищ, скорее всего, не выходило за пределы ее личных владений (впрочем, весьма обширных). Св. Ольга не пыталась использовать для крещения Руси силу, зная, сколь ожесточенным будет сопротивление язычников, и не считая кнут лучшим проповедником Евангелия.
Она понимала, что без независимой от греков церковной организации немыслимо принятие Русью христианства как своей, народной религии. Крещение болгар св. Борисом осуществилось быстро и безболезненно не в последнюю очередь потому, что ему удалось добиться от византийцев предоставления автокефалии болгарской архиепископии.
***
Тесный союз с Романом I, казалось бы, сулил возможность получения автокефалии. Но в Царьграде произошла очередная непредвиденная перемена.
Хлопоты об автокефалии
16 декабря 944 г. Роман был свергнут и отправлен в ссылку. К власти вернулся ранее оттесненный на задний план Константин Багрянородный. В случае смены власти в одной из союзных стран византийские дипломатические порядки требовали перезаключения договоров. Ольга решила вновь отправиться в Константинополь и разрешить волновавшие ее вопросы лично с императором.
Помимо создания на Руси самостоятельной церковной организации, Ольга мечтала "взять в обход" питавшего стойкую антипатию к христианству Святослава. В ее планы входило женить сына на византийской царевне. Брак с порфироносной царевной сразу поднял бы престиж русского государя, а еще он вынужден был бы креститься. Вместе с ним крестилась бы и дружина, а затем и вся страна. Расчищая дорогу к этому браку, Ольга разлучила сына с его возлюбленной Малушей, как раз незадолго до того родившей Владимира, княгиня сослала Малушу в Выбутово.
Караван, отправившийся из Киева, насчитывал десятки судов, на которых размещались 1500 человек.
Император Константин, сначала протомив караван Ольги в гавани многие дни, затем обласкал княгиню. В честь нее давали пиры, ее с сопровождающими возили на ипподром. Но все это делалось лишь для того, чтобы подсластить горькую пилюлю. Союзные соглашения были перезаключены, торговые переговоры прошли успешно. Однако в церковной автокефалии ей было отказано. Брачный проект тоже провалился.
В Киеве: работа по христианизации Руси
Возвратившись в Киев, св. Ольга продолжила готовить почву для принятия христианства. Она приступает к строительству церквей. В Киеве появился свой, пока деревянный, Софийский собор, а основанный княгиней Софийский монастырь должен был стать христианским культурным центром и воспитать священнослужителей для будущей русской Церкви. Родную Выбутскую весь Ольга завещала собору Пресвятой Богородицы, построенному неподалеку, а в Пскове, после бывшего ей видения, распорядилась воздвигнуть храм в честь Святой Троицы. (Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». Тут же был установлен закладной крест, в скором времени началось строительство храма.)
Миссионерская проповедь святой Ольги посеяла семена христианства в самых отдаленных областях Руси. Повсюду возникали небольшие христианские общины. Даже в цитадели язычества - дружине Святослава многие принимали крещение. Святослав, "если кто собирался креститься, не возбранял, а только смеялся над ним", однако сам был непреклонен и на все уговоры матери отвечал только, что для неверующих "вера христианская юродство есть".
Потерпев неудачу у греков, добиваясь автокефалии, Ольга отправила послов к саксонскому королю Оттону I, готовившемуся стать германским императором, с просьбой об учреждении епископии; при этом подразумевался ее автокефальный статус. На Западе об автономиях никогда не слыхивали и просто поставили русским епископом монаха Либуция. Однако Либуций скончался, так и не добравшись до своей епархии, и ему на смену в 961 г. был посвящен нотарий королевской канцелярии брат Адальберт. Он моментально отбыл на место, но уже в следующем году возвратился назад, "ибо не успел ни в чем том, зачем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся".
Неясно, что произошло в Киеве и разрушило планы Адальберта.
Как бы то ни было, в ситуацию вмешался Божий промысл о России: она должна была стать восприемницей церкви Восточной.
Конец пути
Ольге с начала 60-х гг. уступила власть сыну. После этого она отдала себя воспитанию внуков, дабы они могли продолжить дело христианизации Руси. Она возлагала особые надежды на старшего, Ярополка. А хуже всего дело обстояло с младшим, Владимиром.
Святославу становилось тесно в Киеве. Уверенный в близкой победе над ненавистной Византией и создании великой Восточноевропейской империи, он решил оставить неприветливые приднепровские просторы и перенести столицу в Переяславец на Дунае. Св. Ольга не имела ни сил, ни желания перечить сыну, близкий и бесславный конец которого предвидела. Единственное, о чем она просила Святослава - дождаться ее приближающейся кончины: "Когда похоронишь меня, - отправляйся куда хочешь". "Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее и все люди...". Она отошла ко Господу 11 июля 969 года.
Похоронили ее по христианскому обряду. Княгиня категорически запретила тризны, лицедрания и насыпание кургана над своей могилой; она распорядилась только о посылке золота в Царьград к Патриарху на помин души. Христианские священники погребли ее и отслужили заупокойную литию.
Святая
В 1007 году св. Владимир извлек из земли мощи св. кн. Ольги, оказавшиеся нетленными, и торжественно перенес их в Десятинную церковь. Они (в деревянном гробу) были положены в каменном саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. По преданию, в саркофаге святой Ольги было окошко; и если кто с верой приходил к ней, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившие же с маловерием могли видеть в окошко только гроб, мощи им не открывались.
В годы монгольского нашествия мощи были скрыты под землей и вновь обнаружены только в XVII в. митрополитом Петром Могилой. Однако в XVIII столетии, в пору скрытого гонения на святыни, Синод изъял их под давлением правительства, не ручаясь за их подлинность.
Канонизация св. Ольги совершилась в XIII веке, а к чину равноапостольных она причислена в 1547 г.
Даты и имена
Игорь - сын Рюрика; Олег - дядя Игоря; Ольга - варяжка, родилась в Выбутах.
Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего Игоря на попечение родственника Олега.
Олег в 882 году убил Аскольда и Дира и прибрал к рукам Киев (Аскольд и Дир крестились в 867 г. после провала похода на Царьград, Аскольд - с именем Николай; некий Ольма затем поставил на его могиле церковь во имя Николая Чудотворца).
В 903 году Олег женил Игоря на Ольге 10 лет.
В 912 году Олег умер.
Святослав родился в 920 году (дату вывел Татищев). Есть мнение, что в 942 году, но это вряд ли: Ольге в 942 было уже 49 лет.