ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ЮЛИИ ТОВЬЕВНЫ АНТИПЕНКО  

 

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования

«Московская духовная академия Русской Православной Церкви»

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

ОПЫТ РЕЛИГИОЗНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КАТЕХИЗИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ОТДЕЛЕНИЯ «СИНИЙ КРЕСТ»

СЕСТРИЧЕСТВА МИЛОСЕРДИЯ СВ. МЦ. ТАТИАНЫ

 

Выполнила:

слушатель IV курса гр. 15 ВБК,

старшая сестра отделения «Синий Крест»

Сестричества милосердия св.мц. Татианы

Антипенко Юлия Товьевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

игумен Киприан (Ященко)

 

Научные консультанты:

духовник Сестричества св. мц. Татианы,

профессор, доктор мед.наук, канд.богословия

протоиерей Сергий Филимонов,

духовник отделения «Синий Крест»

протоиерей Григорий Антипенко,

кандидат педагогических наук, доцент

Грядкина Татьяна Сергеевна

 

 

Сергиев Посад, 2017

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РЕЛИГИОЗНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КАТЕХИЗИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ОТДЕЛЕНИЯ «СИНИЙ КРЕСТ» СЕСТРИЧЕСТВА МИЛОСЕРДИЯ   СВ. МЦ. ТАТИАНЫ.. 15

1.1.    Богословское обоснование религиозно-образовательного и катехизического служения Церкви. 15

1.2.    О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви на современном этапе. 19

1.3.    Историческое обоснование участия сестер милосердия в религиозно-образовательном и катехизическом служении Церкви. 22

1.4.    Обоснование важности обретения катехизаторами добродетели милосердия  25

1.5.    Духовно-нравственное обоснование использования названия «Синий Крест» в религиозно-образовательном и катехизическом служении. 27

1.6.    Обоснование необходимости изучения, обобщения профессионального опыта в педагогической литературе. 32

1.7.    Выводы по первой главе. 36

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРИХОДЕ С 1996 ПО 2000 ГОД.. 38

2.1.    Цель, задачи и методика констатирующего этапа исследования. 38

2.2.    Анализ особенностей и основных трудностей в осуществлении духовно-просветительской деятельности в приходе с 1996 по 2000 год. 40

2.3.    Выводы.. 49

ГЛАВА 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕДАГОГОВ В РЕЛИГИОЗНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ С 2000 по 2004 ГОД   51

3.1.    Цель, задачи и методика преобразующего этапа исследования. 51

3.2.    Условия преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия  53

3.3.    Результаты преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия «Синего Креста» с 2000 по 2004 год. 62

3.4.    Выводы по третьей главе. 69

ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЛИГИОЗНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КАТЕХИЗИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ОТДЕЛЕНИЯ «СИНИЙ КРЕСТ» СЕСТРИЧЕСТВА МИЛОСЕРДИЯ  СВ. МЦ. ТАТИАНЫ С 2004 ПО 2017 год  71

4.1.    Цели, задачи и методика контрольного этапа исследования. 71

4.2.    Становление новых звеньев системы приходской катехизации, осуществляемой сестрами милосердия отделения «Синий Крест», с 2004 по 2017 год. 73

4.3.    Соответствие системы приходской катехизации, осуществляемой сестрами милосердия «Синего Креста», требованиям церковноначалия к содержанию религиозно-образовательного и катехизического служения в приходах и специалистам, исполняющим его. 81

4.3.1.   Результаты сопоставления системы приходской катехизации, осуществляемой сестрами милосердия «Синего Креста», требованиям церковноначалия к содержанию религиозно-образовательного и катехизического служения в приходах. 81

4.3.2. Анализ эффективности обучения служению сестер милосердия отделения «Синий Крест» в сопоставлении с требованиями церковноначалия к специалистам, осуществляющим религиозно-образовательное и катехизическое служение в Церкви   93

4.4.    Выводы по 4 главе. 100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 103

БИБЛИОГРАФИЯ.. 113

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ.. 124

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 126

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В работе используются следующие сокращения:

К компетенции

ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

РПЦ – Русская Православная Церковь

СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная академия

ЦПВШ – Церковно-приходская воскресная школа

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования. Проблема духовного просвещения традиционно занимает одно из ведущих мест в жизни не только Церкви, но и всего российского общества. О важности научения вере свидетельствует Священное Писание и церковное Предание. Тема духовно-религиозного просвещения общества является одной из актуальных проблем и современной науки. Нравственно-этическая и духовно-религиозная непросвещенность значительной части социума рассматривается учеными как одна из существенных причин, наблюдающихся в российском обществе деструктивных процессов – многочисленных фактов деформаций морально-этического, психологического и эстетического характера, конфликтов в процессе межрелигиозных и межкультурных коммуникаций [93, с. 63].

Безграмотность в вопросах веры и отсутствие у современных людей непосредственной преемственности с православной традицией являются предпосылкой для опасных увлечений всевозможными сектантскими и оккультными практиками и разного рода суеверий.

Церковноначалие Русской Православной Церкви обращается к священнослужителям и мирянам с благословением умножить труды на ниве духовного всенародного просвещения.

 Просветительское служение Церкви включает в себя религиозное образование и катехизацию. По определению Священного Синода Русской Православной Церкви понятия «религиозного образования» и «катехизации» имеют следующее содержание:

«Религиозное образование – это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Катехизация – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви» [8, с. 12].

Изучение и обобщение профессионального опыта в области религиозного образования и катехизации является одним из условий, необходимых для реализации качественного учебно-воспитательного процесса в сфере духовного просвещения.

За последние десятилетия было издано значительное количество православной педагогической литературы, в том числе, программы, методики и авторские разработки в области духовного просвещения [27-28, 38-39, 47-48, 68, 75-76, 88-91 и др.]. Одним из последних документов, определяющих требования к объему и содержанию процесса обучения религии и религиозного воспитания детей, стала новая редакция Стандарта учебно-воспитательной деятельности в Воскресных школах для детей [12].

Несмотря на это, до сих пор остро ощущается нехватка церковных научно-методических работ, посвященных системному подходу в области катехизации на различных уровнях. При этом, известно, насколько системно мы подходим к тому или иному виду практической деятельности, во многом зависят ее результаты. Обобщение и изучение опыта организации системы катехизации на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях в современных условиях продолжает оставаться актуальной задачей, стоящей перед всей полнотой Церкви.

«Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него, – отмечается в церковном документе «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» от 24 июня 2010 г. – Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности» [4, с. 1].

Для качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви нужны особые специалисты. В 2013 году был введен в работу Церковный образовательный стандарт. Он «представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации катехизаторов в духовных школах, вузах и на катехизаторских курсах, а также для аттестации работающих катехизаторов» [14, с. 3].

«В соответствии со стандартом приготовление к катехизическому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего катехизатора в истинах веры, благочестии и страхе Божием, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления духовно-просветительской деятельности» [14, с. 4].

В связи с этим особенно актуальным становится вопрос обобщения и анализа опыта воспитания и практической подготовки таких специалистов на различных площадках Русской Православной Церкви.

На протяжении 20 лет в приходе храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга поэтапно складывалась система катехизации, разрабатывались и апробировались условия для преобразования духовно-просветительской деятельности педагогов-энтузиастов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия отделения «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы.

Настоящая работа призвана внести свою посильную лепту в дело обобщения и изучения опыта системного подхода в области религиозного образования и катехизации в условиях городского прихода и опыта практической подготовки кадров для осуществления в приходе религиозно-образовательного и катехизического служения.

Объект исследования: религиозно-образовательное и катехизическое служение Русской Православной Церкви.

Предмет исследования: религиозно-образовательное и катехизическое служение отделения сестер милосердия «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы г. Санкт-Петербурга.

Цель исследования: рассмотреть опыт служения отделения «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы в приходе храма Державной иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга.

В соответствии с целью исследования предстояло решить следующие задачи:

1.Определить теоретические основы изучения и обобщения опыта религиозно-образовательного и катехизического служения отделения сестер милосердия «Синий Крест» Сестричества милосердия св.мц. Татианы.

2. Изучить особенности, трудности духовно-просветительской деятельности православных педагогов на основных площадках прихода храма «Св. вмч. и целителя Пантелеимона-на-Ручье» (впоследствии храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры) г. Санкт-Петербурга с 1996 по 2000 год.

3.Разработать и апробировать условия преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия «Синего Креста» с 2000 по 2004 год.

4.Определить степень эффективности религиозно-образовательного и катехизического служения отделения сестер милосердия «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы с 2004 по 2017 год, сопоставив результаты опыта требованиям, сформулированным церковноначалием РПЦ к содержанию религиозно-образовательного и катехизического служения в приходах и специалистам, осуществляющим его.

В Стандарте по подготовке катехизаторов говорится, что штатный катехизатор как специалист в области религиозного образования и катехизации должен планировать и организовывать в приходе всю катехизическую деятельность, «которая должна осуществляться на системной основе» [14, с. 3, 8-9].

Система приходской катехизации (духовно-просветительской деятельности) в свою очередь включает:  «предкрещальную катехизацию (оглашение), систематическую духовно-просветительскую работу с новокрещенными, воцерковляющимися прихожанами, сотрудниками храма, предвенчальную катехизацию, катехизическую работу с детьми и подростками через систему воскресных школ, а также патриотическую работу, приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни, катехизацию в процессе экскурсионно-паломнической деятельности, подготовку и распространение катехизических материалов» [14, с.7].

На практике в условиях мегаполиса построение такой системы в приходе становится возможным только при участии целого коллектива тружеников на ниве духовного просвещения.  В связи с этим, в настоящем исследовании была выдвинута следующая гипотеза. Построение системы катехизации в городском приходе возможно при наличии церковного коллектива специально обученных, сопровождаемых священноначалием и штатным катехизатором прихожан. Одной из форм такого коллектива мирян, участвующих в разном объеме в религиозно-образовательном и катехизическом служении, может быть отделение Сестричества, имеющее название «Синий Крест» и объединяющее сестер милосердия и добровольцев. Эффективное служение сестер милосердия и добровольцев в области религиозного образования и катехизации в приходе возможно, если:

– священноначалием прихода сформулирована концепция религиозно-образовательного и катехизического служения, адаптированная к условиям конкретного прихода;

– определены цель, показатели качества и результативности служения;

– созданы условия для получения мирянами необходимого образования в области катехизации;

– осуществляется практическое обучение мирян религиозно-образовательному и катехизическому служению, основанному на добродетели милосердия;

– мирянами, участвующими в духовно-просветительской деятельности, совершается труд в области внутреннего делания под руководством священников-духовников и внешнего делания под руководством опытных наставников.

Методы исследования. Решение поставленных в исследовании цели, задач и проверка исходных предположений обеспечивалась применением методов теоретического анализа, педагогического наблюдения и эксперимента, изучения опыта, беседы, анализа документации, качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.

Методологические основы исследования. В настоящем исследовании мы опирались на положения православного вероучения в области догматики, сотериологии, экклезиологии и аскетики; православные антропологическую и педагогическую традиции учения о человеке и его социокультурном развитии; основные положения педагогики в области изучения и обобщения педагогического опыта.

Теоретическому анализу и разработке условий преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в служение сестер милосердия отделения «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы способствовало изучение святоотеческой литературы (св. авва Дорофей, свт. Феофан Затворник, мч. Михаил Новоселов, свмч. Иларион (Троицкий), свщ.исп. Сергий (Сребрянский) и др.), церковных документов в области религиозного образования и катехизации РПЦ, литературы по вопросам догматики (прот. Олег Давыденков, арх. Алипий (Кастальский-Бороздин) и арх. Исайя (Белов)), христианской антропологии (прот. Вадим Леонов, прот. Григорий Антипенко), педагогики (прот. Василий Зеньковский, Куломзина С.С., игум. Киприан (Ященко), игум. Георгий (Шестун) и др.), архивных материалов Общества попечения о больных и бедных детях «Синий Крест» с 1882 по 1916 год, литературы и документации Сестричества милосердия св. мц. Татианы и прихода храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга с 1996 по 2017 год.

В части, посвященной необходимости изучения профессионального опыта, использовалась педагогическая литература, в которой рассматривается проблема обобщения передового педагогического опыта (К.Д.Ушинский, Ю.К.Бабанский, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской, Г.З. Праздникова, Боронилова И.Г.).

Научная новизна исследования.

В настоящей работе впервые:

– описана концепция религиозно-образовательного и катехизического служения, основанного на добродетели милосердия;

– выявлены основные условия преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия «Синего Креста»;

– описан опыт и показана эффективность религиозно-образовательного и катехизического служения, осуществляемого силами сестер милосердия и добровольцев;

– описан порядок практической подготовки мирян для осуществления религиозно-образовательного и катехизического служения в приходе;

– определены и проанализированы этапы становления системы приходской катехизации в приходе храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга;

– экспериментально обоснован и описан вариант решения силами сестер милосердия и добровольцев «Синего Креста» задач, поставленных церковноначалием в области приходской катехизации.

 Теоретическая значимость исследования. Реализация задач исследования позволила дать церковно-научное обоснование целесообразности преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия и добровольцев. В исследовании дано богословское, историческое и духовно-нравственное обоснование возможности осуществления религиозно-образовательного и катехизического служения в приходе силами отделения Сестричества милосердия, имеющего название дореволюционной благотворительной общественной организации «Синий Крест».

Практическая значимость работы. Разработаны и апробированы условия преобразования духовно-просветительской деятельности православных педагогов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия и добровольцев. Разработан и апробирован порядок практической подготовки мирян для участия в религиозно-образовательном и катехизическом служении в приходе. Данные проведенных социологических опросов имеют важное значение в понимании священноначалием и мирянами, помогающими настоятелю в организации катехизической деятельности, важности преобразования деятельности православных педагогов-энтузиастов в осознанное, грамотно выстроенное церковное служение членов Церкви. Материалы исследования могут использоваться для построения в приходах системы катехизациии и для обучения сестер милосердия и добровольцев «Синего Креста». На базе проведенного исследования автором по благословению и под руководством священноначалия прихода храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга создано отделение Сестричества милосердия «Синий Крест», опыт работы которого может быть использован священнослужителями и штатными катехизаторами разных епархий при создании аналогичных приходских структур в других регионах России.

Внедрение результатов исследования. Опыт и методические разработки автора использованы при создании аналогичных отделений в двух приходах Санкт-Петербургской и Тульской епархий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования доложены и обсуждены на аттестационной комиссии по воскресным школам Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии (2016 г.); представлены в выступ­лениях автора на XI Международных Рождественских образовательных чтениях (2003 г.), IV съезде законоучителей Екатеринбургской епархии (2008 г.), I и II Международных форумах «Милосердие» в г. Санкт-Петербурге (2014 и 2015 г.); в передачах православного телеканала «Союз»: «О служении» (2008 г.) и «Мироносицы» (2014 г.); в сборнике образовательного курса по христианской диаконии «Милосердие и профессионализм» (2003 г.), изданиях приходской газеты «Глаголь Добро» № 6-8 (2003-2004 г.), в Православной газете г. Екатеринбурга №33 (2009 г.) [95-104].

База исследования. Исследование проводилось на базе прихода храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга. В нем приняли участие 5 священников, два дьякона, 20 сестер, 1 брат милосердия и 57 добровольцев отделения «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы, 60 взрослых и 20 детей - выпускников церковно-приходской воскресной школы, 3 руководителя обществ, входящих в структуру духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского, администрация и воспитатели центра содействия семейному воспитанию в количестве 5 человек, 4 выпускника детского дома №9 (впоследствии детский дом №11, затем государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитания №15»).

Структура и объем работы. Настоящая работа написана в форме педагогического исследования, включающего констатирующий, преобразующий и контрольный этапы, описанные во второй, третьей и четвертой главах работы. Также исследование содержит введение, первую главу, в которой дается теоретическое обоснование темы, заключение, список литературы, включающий 104 источника, перечень используемых сокращений и приложения.

Констатирующий этап исследования был направлен на выявление основных особенностей и трудностей пятилетнего труда православных педагогов по налаживанию духовно-просветительской деятельности в православном приходе г. Санкт-Петербурга с 1996 по 2000 год.

Содержание преобразующего этапа исследования включало создание и апробацию основных условий преобразования духовно-просветительской деятельности педагогов-энтузиастов в религиозно-образовательное и катехизическое служение сестер милосердия отделения «Синий Крест» Сестричества св.мц. Татианы, а также анализ результатов этого преобразования в период с 2000 по 2004 год.

На контрольном этапе исследования проверялось соответствие сложившейся с 2004 по 2017 год системы приходской катехизации, осуществляемой силами сестер милосердия и добровольцев «Синего Креста», требованиям, сформулированным церковноначалием к содержанию катехизического служения в приходе и к мирянам, осуществляющим его, и были сделаны выводы об эффективности служения отделения сестер милосердия «Синий Крест» Сестричества милосердия св.мц. Татианы.

 

Ознакомиться с работой полностью.