Значение семьи для детей дошкольного возраста 

подготовлен директором ДПЦ им. свт. Иннокентия Московского Антипенко Ю.Т.


Атмосфера в семье играет определяющую воспитательную роль для детей дошкольного возраста. Эту общую, трудно определимую словами атмосферу можно определить «миросозерцанием семьи». В эти годы формируется духовное подсознание ребенка, которое станет почвой и фундаментом его мыслей, чувств и сознательных действий в будущем. В благоприятных условиях он накапливает множество религиозных впечатлений, которые затем могут возрастать и развиваться. Даже если ребенок не получил формальной религиозной подготовки, но рос в атмосфере любви и душевного покоя, подчиняясь семейной дисциплине, он вполне подготовлен к сознательному религиозному развитию. Если он был лишен такой атмосферы - ему нанесен большой ущерб.
Атмосфера, царящая в семье и приходской общине, формирует отношение ребёнка ко всем сторонам к жизни
.

Участие в Таинствах

Главное в опыте церковной жизни малыша - частое причащение Святых Тайн. Таинство это реально и действенно, но это не означает, что ребенок может его рационально принимать. Он может понять, что имеет дело с чем-то особенно важным, особенно святым, исходя из благоговейного отношения к Таинству родителей и всех собравшихся.

Вера в Бога

Мировоззрение дошкольника называется специалистами артификалистским - все воспринимается по образу и подобию человека и человеческой деятельности. Воспринимая Бога как Творца и Причину всего сущего, дети вместе с тем характеризуют Его человеческими качествами - ребенок до известной степени переносит на Бога черты родителей. Нужно всегда помнить, что характер родителей и образ их отношений друг с другом, с детьми и другими людьми оказывает огромное влияние на религиозное сознание ребенка.

Молитва

Учить молиться можно только своим примером.
Если дети видят, как сосредоточенно и строго молятся их родители, слышат прекрасные слова молитв, чувствуют благоговейное отношение к иконам, им захочется повторить то же самое. Ребенок хорошо запоминает короткие молитвы и может произносить их самостоятельно.
Очень хорошо, если есть традиция совместной семейной молитвы. Дети могут быть её участниками. Молитва детей проста, и не следует требовать от них особого благоговения или чрезмерного внимания.
В маленьких детях следует укреплять сознание, что молитва - это обращение к Богу, и не только с просьбой, но, что особенно важно, и с благодарностью. Ребенок может понять, что не всегда то, что ему хочется, полезно; следовательно, то, что ему хочется, может не совпадать с тем, что желает Бог. Можно говорить об этом, рассказывая истории из Священного Писания, например, рассказать о пророке Ионе.

Мировоззрение

Образование ума нужно начать со словом. «Главное, что должно иметь в виду,- пишет свт.Феофан Затворник,- это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию дитяти: что добро и зло, что хорошо и худо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов». Формирование этических представлений постепенно происходит в ребенке через накапливание опыта одобрения и осуждения его поступков со стороны взрослых. Правильно проявляя одобрение или осуждение поступков детей, мы можем помочь им сформировать верные представления о добре и зле.

Образ жизни

- Важно, чтобы в душе ребёнка складывались с раннего детства светлые воспоминания о семейных событиях, о различных православных праздниках и традициях. Радостные, торжественные события из воспоминаний детства глубоко влияют на сознание человека.
Свт. Феофан Затворник пишет: «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного в мирской суете не могут лучше напечатлеться в сердце».
- «Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания, - пишет свт. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».
- Очень важным моментом в воспитании дошкольника является приучение его к труду. Такое воспитание соответствует русским культурным традициям. До революции в семьях уже с пяти лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики по мере сил помогали отцам в их нелегкой работе. Уже в дошкольном возрасте приучением к выполнению соответствующих работ можно начинать воспитание будущего материнства и отцовства. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность нести положенный груз ответственности во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в их раннем возрасте.
Кроме того, в этом возрасте ребенку просто необходимы посильная физическая нагрузка, выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству. Это обеспечит ребенку чувство полезности и заслуженную радость от хорошо выполненной работы.
- Важной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитанное в семье расположение к делам благотворительности и милосердия. Дошкольный возраст - это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни: что будет главным - служение или потребление?
Уже в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться не только для себя, но и для других. Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям - счастливое детство), вырастет еще один представитель поколения потребителей.

Кризис семи лет

 Завершается дошкольный возраст кризисом семи лет. Если до этого, несмотря на все трудности, ребенок был очень связан с семьей, то, начиная с этого возраста, он уже готов к более широкому общению. Основное новообразование, вызывающее этот кризис, - утрата детской непосредственности. Однако потеря детской непосредственности несет с собой и много позитивных изменений в личности ребенка шести-семи лет. Возможность увидеть себя со стороны позволяет осмысленно ориентироваться в своих переживаниях. В связи с этим начинают проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредованность поведения определенными правилами.
Во взаимоотношениях с взрослыми складывается новое общение - ребенок узнает, как общаться с врачом, милиционером, продавцом в магазине, он вступает в ролевое взаимодействие, принимая требования ситуации. Важно, чтобы у ребёнка до поступления в светскую школу сформировались отношения с церковным учителем.
Общение со сверстниками тоже видоизменяется - усиливаются межличностные тенденции, появляются привязанность, дружба. Вместе с тем все большее значение приобретают правила регламентации взаимоотношений со сверстниками, которые зафиксированы в детской субкультуре. Важно, чтобы дети могли найти друзей в церковной среде и начать формировать в детской церковной среде свои правила отношений до начала их формирования в детской среде светской школы.


Похожие материалы:
Воспитание дошкольника - главное
Детская молитва-семинар для родителей
Пост для детей