«Теория и практика милосердного педагогического служения отделения «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мученицы Татианы» 
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «МИЛОСЕРДИЕ»
Россия, Санкт-Петербург, 1 ноября 2015 г.
Приход храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры
Сестричество милосердия св. мученицы Татианы
«Теория и практика милосердного педагогического служения отделения «Синий Крест»
Сестричества милосердия св. мученицы Татианы»
Старшая сестра милосердия отделения «Синий Крест»,
директор Духовно-просветительского центра
свт. Иннокентия Московского
Антипенко Юлия Товьевна
Сестра милосердия отделения «Синий Крест»,
кандидат педагогических наук
Павлова Валентина Александровна
В настоящее время наше общество особо остро нуждается в милосердии и любви по отношению к детям, пожилым людям, инвалидам и каждому человеку. Тема милосердия, добрых дел стала особенно востребованной и широко рекламируется. Многочисленные акции и другие общественные благотворительные мероприятия проходят под девизами: «делай добро», «твори добро», «прояви милосердие», и т.п.
Однако, за частым использованием слова «милосердие» скрывается опасность выхолащивания глубинного смысла милосердия, как христианской добродетели, в свете православного вероучения.
Современная педагогика семейного и общественного воспитания утратила главные смысловые компоненты, направленные на формирование духовных ценностей и нравственных качеств детей и молодежи в союзе с Церковью.
Массовая благотворительная и добровольческая деятельность также не направлена на воспитание в организаторах и участниках мероприятий духовно-нравственных ценностей.
1.Возрождение петербургских традиций благотворительности и милосердия Сестричеством св. мц. Татианы в наше время
Попечение священства и сестричества о духовном развитии и социальном благополучии прихожан храма Державной иконы Божией Матери стало визитной карточкой прихода.
Отличительной чертой просветительской деятельности Сестричества является выстроенная система подготовки прихожан к вступлению на путь милосердного служения.
Поэтапное прохождение образовательного и сестрического курса, с обязательным духовническим окормлением и испытанием на послушаниях, может проходить не менее 2-3 лет.
Возрождение традиций сочетания милосердия и благотворительности с духовно-просветительской деятельностью, заложенных в 19 веке Санкт-Петербургским обществом «Синий Крест», положено в основу милосердного педагогического служения отделения «Синий Крест» Сестричества св.мч. Татианы.
Священнослужители и педагоги отделения «Синий Крест» обеспечивают непрерывный образовательный и воспитательный процесс для сестер милосердия, добровольцев, детей, молодежи и семей прихожан.
Такое сопровождение закладывает крепкий фундамент для развития милосердного медицинского, социального и педагогического служения, привлекает прихожан на путь милосердных дел, которые являются неотъемлемой частью жизни христианина.
Педагогическое отделение «Синий Крест» начало формироваться в 1995 году.
На 2015 год отделение насчитывает 74 человека. Все его члены прошли полный курс 5-летнего обучения на взрослом отделении Церковно-приходской воскресной школы и специальную подготовку по милосердному служению.
Деятельность Духовно-просветительского центра ежегодно охватывает более 1000 человек разных возрастов – от мала до велика.
В 2014-2015 учебном году деятельность Центра охватила 1312 человек.
Из выпускников взрослого отделения на путь милосердного служения в медицинском, социальном и педагогическом направлениях, в качестве добровольцев, братьев и сестер милосердия, вступило уже более 150 человек.
Только в прошлом учебном году добровольцами «Синего Креста» стали более50 чел., 26 из них исполняют послушание в Центре для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №11.
Отделение «Синий Крест» уделяет особое внимание приходской работе с семьей, детьми и молодежью.
Выпускники взрослого отделения Церковно-приходской воскресной школы возглавляют и являются активными участниками, вошедших в состав Центра обществ: Семейный клуб, Офицерское братство, Женское и Благотворительное общества.
На детском отделении Школы дети имеют возможность получить 9-летнее образование. Для подростков созданы клубы: Девический союз «Светлица» им. св. прав. Иулиании Лазаревскойи «Юношеский отряд» им. св. прав. воина Феодора Ушакова.
2. Концепция милосердного педагогического служения
За многолетний период работы собралась богатая теоретическая и методическая база милосердного педагогического служения, с некоторыми положениями которой мы хотели бы вас сегодня познакомить.
В основу принципов педагогического милосердного служения положены заповеди Христа о любви к Богу и ближнему.
В педагогике любви сегодня нуждаются семья и школа, медицинская, социальная и иные сферы жизни, заботы и помощи людям.
Любовь и милосердие – это величайшие ценности человечества. Без милосердия мы просто разучимся любить друг друга. Без любви – будем обречены на жестокость, вымирание и самоуничтожение.
В основание воспитания и обучения детей, а также нашего коллегиального взаимного общения, важно сейчас (пока еще не поздно)положить христианские добродетели любви и милосердия.
Когда-то Александр Блок заметил: «Если люди часто повторяют человечество, человечество – значит человечество в опасности».
Сегодня можем сказать: «Если люди стали часто повторять милосердие, милосердие –значит, милосердие в опасности».
По причине забвения Бога и умножения жестокости, появляется опасность забыть, что такое милосердие и любовь, где их истоки, и каковы их истинные значения.
Потому тема милосердного педагогического служения является такой актуальной.
Цель педагогического милосердного служения–исполнять педагогическую миссию просвещения, образования и воспитания в соработничестве с Богом.
Важно восполнить содержание педагогического труда смыслами православного вероучения и христианской антропологиии и дать педагогам инструментарий для служения людям богоблагодатными силами в союзе с Творцом.
Необходимым условием для служения Богу является благодатное состояние души педагога. Везде, где душа педагога-христианина соприкасается с душой другого человека, необходим особый, благодатный педагогический подход, который предполагает овладения тайнами Божественной, благодатной педагогики, основанной на любви.
Как же обрести любовь? Кому открываются эти тайны?
Церковь учит: эти тайны открываются любящим Господа, соединяющимся с Ним в церковных Таинствах и готовым посвятить свою жизнь служению ближним.
На пути подготовки к милосердному служению и жизни в служении необходимы следующие условия:
- обретение опыта общения с Богом (опыта молитвы, который обретается в результате церковной жизни или воцерковления);
- неустанный труд над обретением добродетелей Христовых;
- совершение дел ради Христа;
- соработничество с Богом.
Для педагогического служения милосердия практический опыт богообщения и единения с Богом являются основополагающими условиями.
Путь служения невозможен без покаяния и труда над очищением своего сердца.
Только союз с Богом учит христианина обретению добродетелей-милосердия и любви, которыми человек может служить другому человеку. В добродетели Христовы человек, по милости Божией, облекается в Таинстве Причастия, при условии духовного труда и в результате практической церковной жизни под руководством священника-духовника.
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил: "Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу". От действия благодати и духовного состояния души педагога будет зависеть и состояние тех, к кому он приходит, их способность и готовность воспринять произносимое слово.
Педагогическое служение милосердия возможно при сочетании благодатных средств - молитвы, участия в Таинствах, других освящающих средств Церкви, с человеческими средствами педагогики – устным и печатным словом, личным примером и примером других людей, методическими и наглядными материалами и другими вспомогательными средствами.
Если Бог станет главным действующим Лицом в педагогическом процессе, а мы – родители, крестные, родственники, учителя, воспитатели– Его соработниками, педагогика может принести добрые плоды.
Образ Божий, сокрытый в душе каждого человека «как семя в земле, как искра под пеплом», ожидает вспомогательного действия божественной благодати, которая должна быть явлена через педагога и воспитателя.
Долг педагога способствовать развитию души, воспитывать веру, возжигать любовь, пробуждать надежду, воздействуя на ум и сердце всеми средствами Божественной и человеческой педагогики.
Заключение: выводы
Пройденный путь и накопленный опыт подготовки и служения сестер милосердия и добровольцев Сестричества св. мч. Татианы, позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Милосердное служение имеет важное прикладное значение в различных видах и направлениях помощи людям, в различных помогающих профессиях и требует тщательной подготовки желающих посвятить свою жизнь служению Церкви, как в педагогическом, так медицинском и социальном направлениях;
2.Медико-социальная, просветительская, благотворительная, добровольческая и педагогическая деятельность в школах, учреждениях, на приходах, в которых участвуют православные специалисты и добровольцы, нуждается в грамотном, осмысленном подходах и духовном сопровождении.
3.Обучение служению милосердия не может быть ограничено краткосрочным курсом и сообщением поверхностных знаний, по уходу за больным, патронажа на дому или правилами при посещении детей в детских домах. Обучающиеся не должны быть «около православными», «невоцерковленными» энтузиастами, только ищущими применения своих сил в добрых делах.
4.Без духовного образования, ориентированного на милосердное служение, и системного подхода к такой подготовке, развитие и качество участия в «делах милосердия» будет сильно страдать и может быть дискредитировано вовсе, поэтому разработка программ обучения сестер милосердия и добровольцев должна со временем приобрести утвержденный стандарт.
Предлагаем вашему вниманию презентацию к докладу "Теория и практика педагогического служения_2015."