Вход Господень в Иерусалим 

Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что тáк было о Нем написано, и это сделали Ему.

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Евангелие от Иоанна, глава 12

 

Толкования святых отцов

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

Христос, по моему мнению, благоволил воссесть на осля, для того, чтобы подать нам правило жизни. Этим Он поставлял нам за правило удовлетворять только крайним нуждам.

Такое исправление нашей жизни Он везде имел в виду. Так, когда благоволил родиться на земле, то не искал богато убранного дома, ни богатой и знаменитой матери, но избрал бедную, которая была обручена плотнику. Рождается в вертепе и полагается в яслях. Избирая учеников, избрал не ораторов и мудрецов, не богатых и славных, но самых бедных и не знаменитых. Равным образом, когда имел трапезу, то ел ячменный хлеб. А дома даже и не имел.

Христос и в этом случае сделал ограничение, показывая, что не на конях, не на мулах надобно мчаться, но должно довольствоваться ослом, и никогда не простираться далее необходимого.

 

Блаженный Феофилакт Болгарский


Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест.

Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям.

Народ восклицал: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» Из этого восклицания мы понимаем что Он Бог, потому что «осанна» значит «спаси». А спасать свойственно одному только Богу.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов


Осленок изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осляко Христу.

Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая, в духовный Божий град.

Душу приветствует Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную.

Христос восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорились Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святой град Божий и вводя в него святые души.

 

Святитель Николай Сербский


Народ жаждал чуда и Чудотворца. Посему ныне необозримое море людское поворачивается спинами к храму Соломонову, к жертвенникам и священникам и ко всему этому бессильному механизму неестественного городского общества; повернувшись ко всему тому спинами, люди обращают лица свои к горе Елеонской, откуда сходит Чудотворец.

О, если бы и мы все отвратили дух свой от гордого, но бессильного механизма мира сего и устремили его к Горе Небесной, ко Христу Царю! О, если бы и мы возложили все упование наше на Него единого!

Душа наша ищет Победителя смерти, коей вся вселенная сама, своими силами, победить не может. Христос есть сей Победитель. Душа наша алчет и жаждет Царя смиренного и сильного, смиренного из-за Своей силы и сильного Своим смирением; Царя, Который является личным другом каждого из нас; Царя, власть Которого безгранична и человеколюбие безмерно. Такой Царь — Господь Иисус Христос.