Неделя 2-я Великого Поста, святителя Григория Паламы 

Святитель Григорий Палама родился в 1296 году в Константинополе в знатной семье одного из ближайших советников византийского императора АндроникаII Палеолога. Отец умер рано, образованием и воспитанием мальчика занимался сам император. Григорий был чрезвычайно способен к наукам, талантлив и получил блестящее образование. Юноша рано обнаружил склонность к философским наукам и уже в 17 лет прочел императору лекцию о логике Аристотеля. Его ждала блестящая карьера при дворе, но Григорий Палама выбрал служение Богу и в 20 лет ушел на Афон.

В скиту св. Саввы Григорий Палама занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. Он мужественно сражался против ереси монаха Варлаамаи его последователей о природе Фаворского света. Монах Варлаам был хорошо образованным богословом, умелым и остроумным оратором. Приехав на Афон, он, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением и пытался доказать тварность Фаворского света. Варлаам не стеснялся поднимать на смех молитвенные приемы афонских иноков. С издевкой он и его сторонники называли Григория Паламу и братию афонских монастырей "исихастами". И именно это наименование со временем получило совершенно другое - противоположное значение - благоговейное и почтительное, которое закрепилось за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина.Исихазм означает покой, молчание и происходит от греческого слова hsucia (исихия), лучший перевод которого дал о. Иустин Попович — «молитвенное безмолвие». В основе практики исихазма лежит Иисусова молитва.

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. Святитель Григорий был даже отлучен от Церкви (в 1344 г.) и подвергся темничному заключению, которое продолжалось три года. Лишь в 1351 году Влахернский Собор засвидетельствовал православностьего учения. Святитель был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

В одну из его поездок в Константинополь галера, на которой он плыл, попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. Его прославление было совершено в 1368 году, менее чем через десять лет после смерти, что бывает довольно редко.

Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем его память. «Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный… Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви» (прот. Александр Шаргунов «Великий Пост»).