Молитва св. Ефрема Сирина 

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

 

ПРАЗДНОСТЬ, лень, нерадение, небрежность -  вот основной наш недуг, та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда "вниз", а не поднимают "вверх", что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: "зачем?" и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. "Праздность" — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

 

УНЫНИЕ - плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами. Дьявол -  прежде всего лжец; он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

 

ЛЮБОНАЧАЛИЕ - любовь к власти. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, опустошают ее, лишают ее всякого смысла; они заставляют нас неправильно относиться к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения моих желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения.

Однако, любоначалие не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям.

 

ПРАЗДНОСЛОВИЕ. Человек один — среди всех созданных Богом тварей — получил дар речи. Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно "подкрепляет" дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад.

 

Вот четыре проявления греха, на которые должно быть направлено наше покаяние и которые надо удалить. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния; их тоже четыре.

 

ЦЕЛОМУДРИЕ. Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как противоположность духу праздности. Праздность -  означает, прежде всего, рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Тогда противоположность праздности и есть именно целостность.

 

СМИРЕНИЕ - первый чудесный плод целостности или целомудрия. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, иметь доброту и любовь ко всем. Смирение – это победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

 

ТЕРПЕНИЕ естественно следует за целомудрием и смирением. Человек — нетерпелив. Он скор на суд и осуждение других. Обо всем он имеет понятия неполные, изломанные, искаженные; обо всем он судит, согласно своим вкусам и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, и поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной. Но чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

 

ЛЮБОВЬ - венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов, цель всего духовного подготовления и опыта.

 

"… ДАРУЙ МИ ЗРЕТИ МОЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ, И НЕ ОСУЖДАТИ  БРАТА МОЕГО…" Перед нами стоит одна опасность: гордыня. Недостаточновидеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может под прикрытием смирения и самоосужденияпривести к дьявольской гордыне. Но когда мы "видим наши грехи" и "не осуждаем брата своего", когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда главный враг — гордость — уничтожается в нас.

О великопостных земных поклонах.После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего.Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом; Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны - "психо-телесный" знак покаяния и смирения, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Протопресвитер Александр Шмеман