"Нужно разбудить свое сердце..." 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня святая Церковь празднует память святителя Иннокентия, митрополита Московского, покровителя нашей Церковно-приходской школы, всего Духовно-просветительского центра. С именем святителя Иннокентия в нашем приходе связана именно образовательная деятельность: все мы знаем его житие, в день памяти святого или накануне оно читается во всех классах, молитва святителю Иннокентию звучит в течение всего года.

Святитель был послан к тем народам, которые мало что понимали в православной вере, были подчас вообще даже и не крещены. Он перевел на якутский язык Священное Писание и богослужебные книги, предварительно в совершенстве изучив этот язык. Слово свое святитель Иннокентий обращал к сердцам слушающих его недавних язычников, его младших братьев. И в сегодняшнем кондаке, в котором его величает Церковь, несколько раз используется слово «научил», «учил».

Дорогие, сегодня мы слушали с вами Евангелие, в котором говорилось о родословной Господа нашего Иисуса Христа: что был Он сын Иосифов, Илиев, Матфатов и так далее, Зоровавелев, Салафиилев… Евангелист Лука доводит род Христов до Адама и до Самого Бога. И когда мы стояли в храме во время чтения, многие из нас, может быть, немножко переминались с ноги на ногу и думали: к чему эти перечисления? Конечно, очень важно и человеку знать, какого он рода, какой фамилии и откуда произошел. Но зачем Священное Писание нам так подробно рассказывает о родословной Господа? И вот, многие из нас стояли, слушали и не понимали, о чем читается, подобно алеутам во времена святителя Иннокентия.

Как часто мы, слушая, не слышим, читая, не разумеем, и то, что нас должно оживлять в жизни Церковной, является для нас непонятным. Как часто современному христианину непонятно православное богословие; он скучает и томится, когда слышит какие-то высокие, важнейшие, богооткровенные истины. Они ему скучны. Даже на занятиях в школе, когда заходит о них разговор, бывает, что он говорит: ну зачем это все, зачем такая высота, ведь она в жизни никак не пригождается. Нам нужна практическая вера: скажите нам, что нужно делать, и мы будем делать.

Хорошо, конечно, быть делателем. Но тот, кто не первый год в Церкви, знает, что этот начальный порыв, некий оптимизм в церковной жизни, очень быстро проходит. И вот уже ты слышишь о том, что надо делать, но почему-то сил нет. Нет ни сил, ни времени, ни даже желания исполнять те церковные правила, которым ты с радостью следовал совсем недавно. Что же происходит, дорогие, с нами? А то, что, если мы не будем наполнять наш ум и наше сердце богооткровенными истинами, если не будем изучать нашу веру, то мы и не сможем воспринять ее своим сердцем. А нам это необходимо. Святитель Иннокентий написал и оставил нам как образец миссионерства и вообще церковного слова замечательную книгу – «Указание пути в Царство Небесное». В духе его слова скажем: нам должна понравиться жизнь церковная, понравиться слово Евангельское, мы должны заинтересоваться и перестать скучать, когда слышится то или иное богословское утверждение или рассказ из церковной истории, из Ветхого Завета – все то, что нам оставлено для назидания, сердечного умиления и проникновения в тайны Божии, чтобы душа наша оживала и напитывалась.

Если человеку давать только корочку хлеба с водичкой, он, конечно, сможет продолжать свое существование. Но жизнью это уже будет сложно назвать. Так, дорогие, и с нами происходит. Мы часто от духовной жизни берем только крупицы, которые падают со столов святых отцов, Священного Писания. И, самое печальное, что мы вполне довольствуемся этим малым. Но в духовной жизни, если мы не идем вперед, то обязательно откатываемся назад. Если мы не наполняемся Божественными смыслами, то происходит деградация в духовной жизни. Если сердце наше не «играет», когда мы слышим имя Христово, когда читаем Евангелие или открываем духовную книгу, то это означает, что на смену жизни пришел обряд. Обряд, который положено совершать, но что он дает? Обряд не оживляет. Поэтому так часто мы и видим сейчас современного православного христианина, у которого пустой, неосмысленный взгляд. Утром и вечером он читает молитвы, а спроси, что в них – он и не скажет. Но дело не только в том, чтобы он понял, о чем молится. Ведь зачем учиться и узнавать свою веру? Потому что так устроен человек, что, когда он начинает чем-то интересоваться, во что-то погружаться, то его сердце начинает этому сочувствовать. Потихоньку оно начинает оживать в этих смыслах. Правда, вначале сердце очень инертно. Нам трудно читать много, что-то учить, тем более, писать, конспектировать. Зато легко и радостно, когда можно покушать, полежать, поспать да телевизор посмотреть. Вот что человеку нравится по греху. А нужно себя вести в то, чтобы, если сказать по-простому, стало интересно в Церкви Божией. Интересно со Священным Писанием, чтобы, когда открываешь его, в этот момент ничего другого не нужно было. Но, чтобы сердце свое растеплить, достучаться до него, нужно потрудиться.

Так, в сегодняшнем Евангельском отрывке прозвучало имя Зоровавель. Что оно для меня значит? Я должен не только узнать, что было с Зоровавелем, когда возвращался иудейский народ из плена Вавилонского, каким в то время было состояние богоизбранного народа. Мне необходимо пропустить это имя через свое сердце. Оно должно ожить для меня и что-то сказать не только о связанных с ним исторических событиях, но и обо мне самом. Священное Писание нам дано для того, чтобы открылась истина о нас самих. А, ожив однажды, сердце сразу откликнется в следующий раз.

Каждая истина, каждое имя, каждое слово Священного Писания должно нас оживлять, окрылять, возвышать над рутиной повседневности, в которую мы погружаемся. Поначалу, конечно, с желанием все упорядочить, во всем разобраться, сделать все по воле Божией. Но потом куда-то этот пыл уходит. Уходит, потому что наше сердце не возгорелось пламенем интереса к духовной жизни, к участи нашей души, к Самому Спасителю нашему Господу Иисусу Христу. Оно попросту не успело это сделать. Мы как бы одним решительным движением попытались войти в церковную жизнь, сказав себе: вот, теперь я буду православным христианином.

Святитель Иннокентий был как раз тем проповедником, который говорил именно к сердцу человека. Уникальность его «Указания пути в Царствие Небесное» в том, что в этом труде святитель очень простыми словами говорит о высочайших богооткровенных истинах, о том, как жить христианину в мире. А ведь это же самое трудное – о высоком говорить просто. Это достигается только благодатно, как мы и видим на примере святителя Иннокентия. И нам нужно, дорогие, идти этим же путем, открываться навстречу тому, что нам оставила Церковь, раз за разом приобщаясь к церковному преданию. И для нас очень полезно услышать сегодня, что мы пока мало отличаемся, к сожалению, от тех алеутов, якутов и колошей, всех тех малых народностей, которым проповедовал святитель Иннокентий. До смешного бывает. Спросишь: «О чем сегодня батюшка говорил в проповеди?» - «Ой, не знаю, о чем говорил, но так хорошо! И так все было замечательно, и служба такая была…» И получается, что с пира мы уходим голодные. Поэтому дорогие, будем нашу веру изучать, постоянно к ней приобщаться, и, самое главное, будем ее истинами оживляться. Вот что нам нужно.

Но нам, людям более рационалистическим, не сделать этого без помощи святых угодников, память одного из которых мы сегодня торжественно празднуем. Его мощи, как я уже напоминал в начале учебного года, находятся в Сергиевом Посаде, в том монастыре, который знает вся Россия. Так устроил Господь, что после того, как святитель Иннокентий просвещал чукчей и якутов, промыслом Божьим он был поставлен в самом сердце России – в Москве. И стал митрополитом Московским и Коломенским. Можно, конечно, видеть какие-то исторические причины этого назначения. Но мы-то с вами знаем, что это Господь так нам говорит, что и нам, как тем северным народам, нужно просвещение, нужно изучать свою веру, любить ее достояние: святых отцов, Священное Писание и Священное Предание. Поэтому мы призываем сегодня имя святителя Иннокентия, молимся ему о том, чтобы он помог нам обрести эту любовь. Любовь к тому, что мы изучаем, или, лучше сказать, любовь к Тому, Кого мы изучаем. Аминь