О милосердном педагогическом служении 

I МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «МИЛОСЕРДИЕ»

к 150-летию святой преподобномученицы

Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой 

Россия, Санкт-Петербург, 1 ноября 2014 г.

Секция: Духовные основы милосердия

 

Старшая сестра отделения

милосердного педагогического служения «Синий Крест»,

директор Духовно-просветительского центра

 им. свт. Иннокентия Московского

Антипенко Ю.Т.

 

Ваше высокопреподобие, дорогие участники и гости форума!

Часть 1 «О любви»

1-й Международный Форум «Милосердие» проходит в Юбилейный год и в день рождения святой Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.  

 «Как чудное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей»,[1] - писал о ней архиепископ Анастасий (Грибановский).  

Эта женщина была и остается примером для многих. В свое время она действовала решительно и плодоносно, изменяя реальность своего времени. Опыт и заветы Великой княгини помогают и нам находить ответы на возникающие в современности вопросы.

В обстоятельствах гибели мужа Елизавета Федоровна лицом к лицу встретилась с силой зла, проникшей в глубину человеческих сердец. После долгих раздумий и молитв она не просто продолжала заниматься привычным для себя делом благотворительности. Духовно окрепшая в страданиях, она пошла по стопам Христа и всецело отдала себя проповеди любви. Елизавета Федоровна ясно и отчетливо понимала, что только сильная и деятельная любовь может победить в мире зло и насилие.

В 1909 году в печать выходит «Пояснительное слово об открываемой в Москве… Марфо-Мариинской обители милосердия». Автор статьи – полковой священник, принимавший участие в боевых действиях русско-японской войны и впоследствии ставший вместе с Елизаветой Федоровной духовным руководителем Марфо-Мариинской обители – протоиерей Митрофан Серебрянский.  

 «Жизнь стала ненормальна, - пишет он, - и плодом этой ненормальности явилась масса страданий физических и духовных…Человечество осознало это и в лице лучших людей, известных общественных благотворителей, выступила на борьбу с грехом жизни и плодами его – страданиями людскими, для чего создали и создают целые ряды соответствующих учреждений...Это явление ясно свидетельствует о понимании обществом язв современной жизни и стремлении залечить их, говорит о пробудившемся стремлении к любви, милосердию, преображению, говорит об искании источников здоровой, истинной человеческой жизни»[2].

Многие начинания наших соотечественников были прерваны революцией.

Мы увидели в истории, к чему могут прийти люди, отказываясь от вечных человеческих ценностей, открытых Богом через Священное Писание и многовековой опыт христианской жизни.

Если человечество потеряет человеческое лицо, если главным принципом жизни станет эгоизм, жестокость и сила, то мы обречены на вымирание и самоуничтожение.

Сегодня нам вместе нужно задуматься о будущем России, и прежде всего, об этом ответственно нужно задуматься педагогам и родителям - тем, кто воспитывает и учит подрастающее поколение.

Дмитрий Сергеевич Лихачев своей жизнью связал две эпохи нашей страны (родился в 1906, учился в гимназии Императорского Человеколюбивого общества).

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учитель… воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью...

Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет.

И только она - любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве.

Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век».                                                                                   

Мы обращаемся сегодня к своим коллегам, всем тем, кто избрал для себя профессию педагога, а также к отцам и матерям. Давайте услышим доносящиеся сквозь время живые голоса наших великих соотечественников и поймем, чему и как в первую очередь мы должны учиться сами и учить наших детей.

 

Часть 2 «В поисках ответов на вопросы»

     Процесс осмысления педагогического и родительского труда на наших площадках начался в 1995 году. Мы занимались с детьми, подростками, взрослыми, и перед нами всегда стояла задача не только преподать знания, но и помочь духовно-нравственному преображению наших детей и учеников.

     Задача оказалась на тот момент почти невыполнимой. Мы вынуждены были вновь и вновь признаваться в том, что педагоги и родители «порождают себе подобных»: весь багаж наших не преображенных душ мы видели в наших детях. Изменялось внешнее поведение, но не душа. И когда приходили жизненные испытания и проверки, душа не выдерживала духовной высоты и становилась жестокой и неблагодарной.

    Выход был очевиден. Нужно было меняться нам самим: менять шкалу собственных ценностей и приоритетов, мировоззрение, мотивацию своих слов и поступков, учиться покаянию, обретать опыт молитвы. Самое главное – нужно было как бы заново учиться любить: любить Бога, людей, детей, свое служение, даже самого себя.                                                                                                               

    К 2002 году появилось осознание того, что наша педагогическая деятельность должна вырастать в милосердное служение. Самое главное, что должен взращивать учитель и родитель, прежде всего в своей душе, - это духовно-нравственные качества, которые в богословии называются христианско-нравственными добродетелями: любовь, радость, мир, долготерпение, веру, милосердие…

Ф.М. Достоевский говорил: «Учитель - это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом».

Мы изучили опыт наших соотечественников. Обнаружили материалы, в которых говорилось, что в Петербурге, во всех районах города с 1882 по 1918 год широко и активно осуществляло свою деятельность Общество попечения о детях «Синий Крест».

С 1893 года оно находилось под покровительством Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны Романовой.

      Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Педагоги - это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной».

 

Часть 3 «О служении Синего Креста»

В 2002 году педагоги, трудившиеся в Воскресной школе для детей и взрослых и Детском доме, получили благословение вступить в состав Сестричества милосердия св. мц. Татианы как отделение милосердного педагогического служения «Синий Крест».

Сегодня «Синий Крест» приглашает к сотрудничеству всех тех, кто понимает, что:

  •  дети особенно нуждаются в любви и понимании,
  •  педагогам и родителям необходим духовный труд над собой,
  • формирование истинных человеческих ценностей веры, милосердия, семьи, любви к Отечеству, труду является необходимым условием личностного становления человека.

 

«Синий Крест» - это забота о семье и детях, это забота о будущем России.

Основные направления служения «Синего Креста» в наши дни:

  • Духовное просвещение взрослых и детей
  • Забота о семье
  • Попечение о сиротах
  • Помощь детям-инвалидам
  • «Рука друга» (детско-юношеское движение милосердия)
  • Культурное просвещение детей и взрослых
  • Возрождение традиций благотворительности
  •  Обучение добровольцев и педагогов милосердному педагогическому служению

 

«Духовное просвещение взрослых и детей:

  • Духовное просвещение взрослых
  • Семейные школы для детей
  • Вероучительные и духовно-нравственные занятия для подростков
  • Работа с молодежью: Юношеское братство и Девический союз
  • Летние сборы
  • Сотрудничество с государственными образовательными и социальными учреждениями

«Забота о семье»

  • Семейный клуб
  • Индивидуальные собеседования и консультации с диагностикой детей и разработкой программ индивидуального сопровождения семьи и ребенка
  • Семейные поселения как форма духовно-нравственного становления детей и семьи
  • Помощь малоимущим и многодетным семьям Беседы и практические занятия о здоровом образе жизни
  • Занятия для детей и молодежи по общей физической подготовке
  • Соревнования
  • Занятия лечебной физкультурой

 

«Попечение о сиротах и помощь детям-инвалидам»:

  • Подготовка детей к Таинствам Крещения, Покаяния и Причастия
  • Проведение бесед по духовно-нравственной тематике
  • Проведение праздников
  • Поздравление детей с именинами
  • Профессиональная ориентация детей
  • Подготовка патронатных семей
  • Семейная реабилитация
  • Помощь выпускникам
  • Помощь выпускницам-молодым матерям
  • Посещения в больницах, медицинская помощь

 

«Рука друга» - детско-юношеское движение милосердия:

  • Организация переписки: поиск и подготовка участников
  • Проведение праздников и конференций
  • Встречи друзей по переписке

 

«Культурное просвещение взрослых и детей»:

  • Организация творческих и ремесленных мастерских
  • Культурно-просветительский центр: лекции,  концерты, семинары, конференции
  • Киноклуб
  • Выставки
  • Экскурсии
  • Издательская деятельность
  • Библиотеки

«Возрождение традиций благотворительности»:

  • Возрождение традиции членства в «Синем Кресте» в качестве почетных, действительных и ассоциативных членов, системы поощрений и награждений благотворителей
  • Вовлечение в заботу о детях российских и зарубежных граждан
  • Сотрудничество с государственными и частными предприятиями, социальными структурами, фондами и программами
  • Проведение Благотворительных акций: «Синий, Красный, Желтый цветок»

 

«Синий Крест – это:

  • Обучение педагогов и добровольцев

Почти за 20-летний период в Синем Кресте накопился опыт подготовки педагогов и добровольцев, сформировались основные направления служения.

«Синий Крест – это:

  • Духовное просвещение взрослых и детей
  • Забота о семье

В современной ситуации основными задачами служения мы ставим для себя задачи духовного просвещения взрослых и детей и укрепления семьи. Дети нуждаются сейчас, прежде всего, в духовно-нравственном просвещении и воспитании. Без формирования истинных человеческих ценностей в обществе и в детях невозможно ни полноценное личностное становление человека, ни укрепление семьи, ни объединение народа, ни укрепление государства. «Синий Крест» занимается воспитанием детей в традициях православного благочестия, заботится о физическом и духовном здоровье всей семьи, сотрудничает с государственными образовательными и социальными учреждениями.

«Синий Крест – это:

  • «Рука друга» (детско-юношеское движение милосердия)
  • Попечение о сиротах
  • Помощь детям-инвалидам

Мы ясно поняли, что милосердию нужно учить с детства в реальной заботе о конкретных людях, поэтому одним из направлений служения является детско-юношеское движение милосердия.

Мы не могли остаться в стороне, видя печаль и страдание в глазах детей, лишенных родительской любви и ласки. Мы окормляем детский дом, помогаем выпускникам, стараемся помочь больным деткам.

«Синий Крест – это:

  • Культурное просвещение детей и взрослых
  • Возрождение традиций благотворительности

Особой заботой Синего Креста становится культурное просвещение детей и взрослых, а также возрождение традиций благотворительности.

 

Часть 4 «О воспитании милосердия»

 Учиться христианской любви и милосердию оказалось непросто, изменение души совершается таинственно и очень постепенно                 

 Обучение и воспитание добровольцев и педагогов проходит под руководством священников – духовника Сестричества и духовника «Синего Креста».

Воспитание и обучение проходит постепенно на следующих ступенях:

  • Кандидат в испытуемые
  • Испытуемые
  • Сестры/братья – помощники
  • Сестры/братья милосердия
  • Старшая сестра милосердия и старший брат милосердия

Добровольцы получают начальное духовное образование, знакомятся с основами педагогики и сопровождаются в деятельности педагогами «Синего Креста»

Педагоги «Синего Креста» получают образование в области богословия и педагогики.

Обучение помощников педагогов осуществляется в педагогической практике с теоретическим сопровождением в течение 4 лет, сестер и братьев милосердия – в течение 6-8 лет.

 

Часть 5 «О Доме Милосердия и о том, что может сделать каждый»

      Основанная Великой княгиней в Москве Марфо-Мариинская обитель задумывалась не только как социальное учреждение, она должна была стать школой милосердия и одновременно духовным центром.[3] «Этот центр» призван был уничтожить «гибельную разрозненность, а значит, и слабость», и объединить всех трудящихся «в один могучий организм»[4].

Марфо-Мариинская обитель возрождена. Проект Великой княгини побуждает нас искать различные формы служения Церкви, Отечеству, детям.

В Петербурге одним из таких проектов, где могут реализовываться программы медицинского, социального и педагогического служения, может стать строительство «Дома Милосердия» с храмом свт. Василия Великого.

      Но дело не в строительстве новых учреждений, нужно менять шкалу ценностей и приоритетов. Одна из таких величайших ценностей человечества – это милосердие или любовь. Без дел милосердия мы просто разучимся любить друг друга и будем обречены на жестокость, вымирание и самоуничтожение. В основание воспитания и обучения детей, а также нашего коллегиального взаимного общения важно сейчас, (пока еще не поздно), положить добродетель любви.

      О том, что может уже сейчас для этого сделать каждый из нас, так говорит Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь ― это та сила, в которой нужно возрастать. Мы должны научиться по-доброму относиться друг к другу. Не надо иметь зла в сердце, даже если вы не согласны друг с другом. Это и есть начало любви, и если человек возрастает в доброте, если он не может пройти мимо несчастья другого, если он готов помочь хотя бы чем-то, ― то с этого начинается любовь…».

   Помощи Божией всем и спасибо за внимание!

   О педагогическом служении_Антипенко Ю.Т.

   

     

 

 

Литература:

  1. Архиепископ Анастасий. Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.  Иерусалим, 1925 г.
  2. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге. Рубеж 19-20 веков. СПб, 2000 г.
  3. Дом милосердия. СПб, 2012 г.
  4. Материалы к житию прп. Вел. Кн.  Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996 г.
  5. Письма преподобномученицы  вел. кн. Елизаветы Федоровны. М., 2011 г.
  6. Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского. http://cpsim.ru/
  7. Епископ Пантелеимон (Шатов): Социальное служение Церкви — ее свидетельство о том, что в мире есть Любовь. http://www.patriarchia.ru
  8. К 100-летию Марфо-Мариинской обители милосердия
  9. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.  http://www.mmom.ru
  10. Дом Милосердия с храмом свт. Василия Великого. http://dommil.com/articles/213/
  11. Протоиерей Михаил Ходанов. Преподобномученица Елизавета Федоровна Романова. http://www.pereprava.org/jurnal-pereprava-article/1846-prepodobnomuchenica-elizaveta-feodorovna-romanova-prodolzhenie.html
  12. Розанов В.В. «Великое начинание в Москве». http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_velikoe_nachinanie.html
  13. Цитаты. Наука: педагогика. http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes


[1] Архиепископ Анастасий. Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.  Иерусалим. 1925 г. с.16.

[2] Материалы к житию прп. Вел. Кн.  Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М. 1996 г. с.175-176

[3] Материалы к житию прп. Вел. Кн.  Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М. 1996 г. с.179

[4] Розанов В.В. «Великое начинание в Москве» http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_velikoe_nachinanie.html