Житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия 

 

В начале XIV века поместье преподобных Кирилла и Марии располагалось недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селении Варницы. В 1427 году Ростовский архимандрит Ефрем основал на месте имения Кирилла и Марии Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь.

Так наши благочестивые предки увековечили в памяти грядущих поколений родину великого подвижника русской земли – преподобного Сергия Радонежского.

Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, Кон­стан­ти­на II Бо­ри­со­ви­ча, а по­том у Кон­стан­ти­на III Ва­си­лье­ви­ча, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду.

Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив.

Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство.

Житие Преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом.

У преподобных Кирилла и Марии было трое сыновей. И дети были достойны своих родителей. Варфоломей (будущий Великий Сергий) был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением произошло чудо, указавшее, что он будет велик пред Богом и станет истинным служителем Живоначальной Троицы. Когда мать его стояла в храме на Божественной Литургии, находившийся во чреве младенец трижды воскликнул громким голосом. Первый раз пред чтением Евангелия, второй раз, когда начали петь Херувимскую песнь, и третий раз при возглашении священника: «Святая святым!» Преподобные Кирилл и Мария со смирением приняли это знамение Промысла Божия и с сердечной благодарностью дали обет посвятить Господу свое чадо. И 3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик.

В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя, по своему значению — «Сын радости (утешения)», было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

И Господь принял его и взращивал как Свой священный сосуд. Уже с младенчества преподобный Сергий в среду и пятницу воздерживался от пищи и вовсе не прикасался к материнской груди, если мать вкушала мясо. Поэтому и преподобная Мария совершенно отказалась от мясной пищи, поняв явленное ей Божественное промышление, и сообразно с этим повела дело воспитания своего дитя. Когда ребенок подрос, то в нем стали ещё более явно проявляться знаки богоизбранности: он любил молитву, духовные книги, труд, уклонялся от шалостей, чтил родителей и имел великое послушание и смирение, что есть корень всех добродетелей.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.  

В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж.

Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии. По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали принять монашество и, оставив всякое попечение земное, ушли на жительство в Хотьков монастырь, чтобы навсегда стать хранителями и покровителями этой земли. Здесь провели они последние дни своей жизни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму – великий ангельский образ.

Немного ранее (около 1334 года) стал иноком овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре на Хотькове, он уже не пожелал возвратиться в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году. Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца.

В течение сорока дней братья оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память.

Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.

Русский народ всегда с благодарностью чтил это святое семейство – молитвенников за наше Отечество. Никогда не забывали благодарные потомки родителей Игумена Земли Русской.   Память преподобных Кирилла и Марии совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 11 октября и 31 января.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами.

По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом».

Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Так же по преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.  В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.

Покровский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году. Иконостас расписан студентами иконописной школы Московской Духовной Академии.

К 700-летию обители, которое праздновалось в 2008 году, над мощами преподобных Кирилла и Марии была установлена новая резная сень. Вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. 

Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 11 октября и 31 января.

Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Святые преподобные Кирилле и Марие молите Бога о нас!